Гармонизация стандартов

Июнь 7, 2011 в Новости минрегион развития

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Гармонизация российской и европейской систем нормативных документов в строительстве

Цели и задачи, стоящие  перед российской строительной отраслью и их изменения достаточно сложны и не просты .Необходимо воплотить в жизнь  достаточно  масштабные проекты.  мероприятия, которые приведут  к  развитию строителей и строительства в целом Главная тема    о гармонизации наших национальных норм  с европейскими еврокодами .Профессиональная среда восприняла этот момент неоднозначно

Сторонники этого сближения  видят : укрепление сотрудничества России со странами ЕС, приток инвестиров , что позволит и проектировщикам обозначить свое присутствие в европе  , и многое другое. Опоненты же говорят о том  нормативная база  национальная строительства – самая фундаментальная и основательная ,поскольку писалась с учетом обширной географического положения и  особенностей климата. А требования к безопасности зданий и  считаются самыми  регламентированными . Мнение опонентов таково,что , унифицицирование наших СНиПов и ГОСТов с европейской системой техрегулирования сделает из проработанной и ясной  системы нормирования   не в полной мере профессиональный документ, разобраться в нюансах которого будет не просто.

Здесь приведены две  отличные позиции . Выбрав один из этих путей , нам грозит тупик . Чтобы не позволить себе крайности  и максимализм при выборе точки отсчета ,  и рисков соответственно , Минрегион   решает эту задачу комплексно  и поэтапно  Каждый этап требует координации со всем сообществом строителей и усилий.

Первый этап  ВНУТРЕННИЙ  гармонизации : актуализация отечественных строительных норм. , наши СНиПы и ГОСТы дадут фору любому другому мировому документу, НА ДЕЛЕ мы  признаемся: многие из этих нормативных документов устарели и физически, и морально. : Возраст  основополагающих СНиПов приблизился к отметке в 25-30 лет. В стрИТЕЛЬСТВЕ   ИЗМЕНИЛОСЬ  почти все: технологии, материалы, оборудование, сроки, подходы, принципы, уровни ответственности. 10-15 лет у нашей нормативной базы не было обновления  . нужно привести нормативную базу в строительстве в соответствии с требованиями современности .  Именно этот этап  не просто гармонизация а  основа  для развития отрасли в целом.

у Минрегионом   дан мощный импульс к обновлению  СНИП  Утвержден план актуализации СНиПов и ГОСТов. Он насчитывает на сегодня 55 документов.  В следующем году , оставшиеся 36 нормативных документов из 91-го утвержденных Правительством для обязательного применения. актуализация 19 СНиПов, обеспечивающих в первую очередь безопасность жилья. , без актуализации нормативной базы сегодня невозможно  идти вперед, будет строиться с применением уже актуализированной нормативной базы в строительстве и соответствовать целому ряду показателей: безопасности, энергоэффективности,  другим критериям. К середине 2012 года задача по актуализации, в соответствии  Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений», будет выполнена. . Процесс начат фактически в середине августа и сейчас идет в быстром темпе. До конца этого года будет завершена актуализациюя более двух десятков первоочередных СНиПов и одного основополагающего ГОСТа – «Надежность строительных конструкций и оснований».  Острая  нехваткой опытных кадров по разработке нормативных документов в строительстве. эта работа тонкая и десяток выпускников института не заменит одного опытного профессионала. Поэтому нам всем нужно хорошо подумать над тем, как собрать воедино оставшиеся опытные кадры . Сам процесс актуализации наших нормативов и приведение их к единому знаменателю с реалиями сегодняшнего дня – колоссальный труд.

учитывая возраст документов – это приведение СНиПа или ГОСТа в соответствие с действующими нормативными и правовыми актами. Тут важно ЕЩЕ  «облегчить»  конструкцию,  сократив количество обязательных для применения требований. Поскольку это существенно расширит возможности для применения альтернативных решений.  Во-вторых, нужно было внести в документы новые наработанные данные.  отдаем себе отчет в том, что   новых серьезных исследований не проводилось. Вместе с тем есть предложения по новым материалам, появились новые стандарты на материалы, изделия и регламенты.

И как раз третья задача – еще на стадии ревизии и актуализации документов (там где это возможно) привести к единому знаменателю соответствующие требования и положения наших СниПов и ГОСТов к европейским стандартам и Еврокодам. Сегодня работы находятся на промежуточной стадии. В процессе рАБОТЫ над документами  ряд важных нормативов, сократить  число обязательных требований, но также снизить их количество, расширив тем самым поле для альтернативных решений.

нормативные документы,  в процессе актуализации подверглись наиболее серьезным изменениям. Так были существенно доработаны ГОСТ 27751 «Надежность строительных конструкций и оснований», СНиП 52-01«Бетонные и железобетонные конструкции», СНиП 2.02.01«Основания зданий и сооружений», ГОСТ 25100-95«Грунты. Классификация» – эти и другие примеры с кратким резюме по вносимым в нормативы изменениям также есть в ваших раздаточных материалах и с ними можно ознакомиться. актуализированный СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». Здесь впервые введены дополнительные нормы для помещений, которые ранее не нормировались (например, стены между жилыми помещениями и магазинами); также впервые введены нормы допустимого шума, ограничивающие нормы мешающего фонового шума в новых и реконструируемых кинотеатрах, многоцелевых залах и других зданий культуры. Этот актуализированный СНиП теперь гармонизирован с европейскими стандартами, национальными стандартами и документами ИСО.

Не могу не отметить помощь профессионального сообщества.

В работе по актуализации принимают участие  национальные объединения проектировщиков, строителей и изыскателей. Национальное объединение проектировщиков (НОП), НОСтрой Нацобъединение изыскателей  Я

Вся эта работа носит открытый характер. Минрегион уделяет большое внимание гласности и публичности процессу по актуализации. О том, что такая работа проводится, знают по всей стране, в экспертных обсуждениях участвует практически вся научно-техническая общественность строительной сферы. Отовсюду в Минрегион и непосредственно разработчикам поступают конструктивные замечания и предложения. Развернута дискуссия в СМИ.  В дополнение к этому национальные объединения проектировщиков, строителей и изыскателей на своих площадках организуют

широкое обсуждение наиболее важных СНиПов. Приведу примеры. В конце ноября НОПом были организованы круглые столы с обсуждением 11-ти СНиПов. На площадке НОСтроя рассмотрен проект актуализированного СНиПа «Организация строительства». Также ход работ по актуализации нормативных документов обсуждался на специализированном семинаре при Министерстве со специалистами из различных субъектов РФ. Все эти обсуждения были очень полезны и для самих исполнителей работ по актуализации СНиПов, и для будущих их пользователей.: количество документов, которые сейчас находятся в разработке, – это далеко не весь объем нормативных документов, нуждающихся в актуализации.  Вы знаете, что на сегодня в строительстве действует около 135 СНиПов и чуть более 100 Сводов Правил. Таким образом, пока не охваченными работой по актуализации остаются около 50-ти СНиПов и все 100 Сводов Правил. Кроме того, только в 25-ти первоочередных актуализируемых СНиПах имеются ссылки более чем на сотню стандартов. Их также нужно актуализировать. Призываю представителей и руководителей наших национальных объединений включиться в эту работу. Есть также ряд предложений по разработке новых Сводов Правил, которые предусматривают применение новых эффективных материалов и технологий для строительства. Проект плана разработки этих документов на следующий год практически уже готов. Плюс нам нужно обязательно воссоздать документ, который мы утеряли в процессе реформирования технического регулирования. Речь об отмененной к сожалению в 2003 году Системе нормативных документов в строительстве. заложенной СНиПом 10-01-94. Ведь фактически – это и есть та стена, в которой по кирпичикам разложена вся российская система нормативных документов. Техническое задание на разработку подобной системы нами уже подготовлено. И мы планируем в первом квартале будущего года представить данный проект на обсуждение.Хочу особо подчеркнуть ключевой момент: актуализация нашей нормативной базы важна не только для России, но и наших соседей по СНГ. Ведь практически на всем постсоветстком пространстве проектирование и строительство большинства объектов массового строительства до сих пор реально осуществляется по нашим СНиПам. И это понятно, в конце – концов в свое время все страны СНГ внесли свой вклад в создание этой базы.

Подтверждение этого факта мы услышали на недавнем заседании межправительственного Совета по сотрудничеству в строительстве стран-участников СНГ в Киеве. Интерес наших соседей к процессу актуализации российской нормативной базы очень высок. Кроме того, страны-участницы СНГ готовы со своей стороны вносить свои конструктивные предложения и замечания по этой работе, – для того, чтобы в итоге получилась не просто российская актуализированная система нормативных документов. А чтобы на выходе мы получили единое нормативное поле для технических норм в строительстве с зоной охвата всей территории СНГ, Таможенного Союза и ЕВРАЗеС. Считаю, для России – это еще и стратегически важная политическая задача.

В свою очередь актуализация нашей нормативной базы и ее гармонизация с нормативными базами близких нам постсоветских государств логично ложится в основу следующего этапа – гармонизации этих систем с европейскими и международными.

Кстати, как раз на заседании Совета в Киеве, о котором я сказал чуть ранее, отчетливо проявилось стремление большинства стран-участниц СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза к усилению экономической интеграции наших стран. Все также понимают, что параллельно каждому из наших государств нужно развивать экономические отношения с Европейским Союзом. Если мы говорим о стройке в глобальном смысле слова, то понятно: интеграция в сфере строительства не мыслима без практического единства систем технического регулирования.

В то же время на повестке дня у наших соседей, также как и у нас, актуальный вопрос о гармонизации норм с соответствующими европейскими директивами и техническими нормами. Сегодня каждая страна решает этот вопрос в одиночку и по-своему. Белоруссия пошла в одном направлении, Казахстан – в другом. Азербайджан и вовсе пока не планирует освоения системы еврокодов.

Все участники заседания согласились с тем, что в работе по гармонизации строительных норм с Еврокодами необходимо консолидировать усилия. Вывод очень важный. Как не менее важно и то, что лидирующую роль в этом вопросе страны СНГ отводят России.

В итоге заседания были принято решение – подготовить проект Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в строительстве государств-участников СНГ. Это Соглашения должно предусматривать совместные действия стран-участниц по созданию условий для беспрепятственного применения европейских норм в наших странах. Кроме того мы должны принять среднесрочную программу разработки межгосударственных строительных норм и стандартов в рамках СНГ. Думаю, все согласятся, что подобное решение – большой шаг в развитии всей линейки отношений между странами СНГ, ЕвраЗес и Таможенного Союза. Это позволит кроме прочего обеспечить единые правила игры для застройщиков и проектировщиков на территории всего СНГ.

Для развития единой нормативной актуализированной нормативной базы: по  укрепить фактически существующее в рамках Таможенного союза, Евразес и СНГ единство систем технического регулирования и совместными усилиями стран-участниц союзов создать необходимые условия и возможности для   применения европейских технических норм в национальной практике проектирования и строительства. Для  этой задачи р основныЕ направленияЯ:

проект Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в государствах-участниках СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза. Д

типовАЯ программА мероприятий по гармонизации странами-участниками СНГ национальных и европейской систем технического нормирования и предусмотреть возможность ее реализации .

проект Программы по гармонизации,-ПрограммА разработки межгосударственных строительных норм и стандартов, в т.ч. принимаемых на основе европейских стандартов (Еврокодов и поддерживающих их стандартов) с закреплением отдельных направлений за странами-участниками СНГ.

По  мнению специалистов стран СНГ, Евразес и Таможенного союза  совместными усилиями и по согласованной программе действий можно эффективно и в разумно короткие сроки решить поставленные задачи по гармонизации национальных и европейской систем нормативных документов в строительстве

Теперь гармонизации нашей нормативной базы с европейскими нормами. Для этого важно объяснить сам принцип формирования их нормативной базы.

Система Еврокодов, как вы знаете, создается в Европейском Сообществе с 1975 года, а последний этап принятия Еврокодов начался в 1998 году. По признанию самих представителей ЕС большие сроки внедрения вызваны масштабностью и сложностью проводимых работ. Система включает 10 Еврокодов, которые содержат 58 частей. Эти части поддерживаются стандартами на материалы, правила производства работ и испытаний. Общее количество таких стандартов в Еврокодах превышает 1500 документов.

В отличие от наших СНиПов система Еврокодов не включает нормы проектирования зданий и сооружений разного функционального назначения (промышленные и гражданские, жилые, многофункциональные, гостиницы и т.п.), а также вопросы градостроительства, инженерных систем, тепловой защиты зданий, экономики, авторского надзора и др. Принятые в Еврокодах термины, методики и подходы, как правило, значительно отличаются от принятых в наших отечественных документах.

Важно также учитывать, что Еврокоды не содержат полный набор строительных норм и правил. Предметная область Еврокодов ограничивается в основном расчетом несущих конструкций зданий и сооружений. А вот конкретные строительные нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации строительных объектов, механизмы контроля соблюдения требований, каждая страна-член ЕС устанавливает самостоятельно. И объясняется это тем, что обеспечение безопасности объектов недвижимости, т.е. зданий и сооружений, является суверенным правом и обязанностью органов государственного управления той страны, на территории которой располагается строительный объект.

Для учета климатических, геофизических, географически и др. особенностей, присущих каждой стране Системой Еврокодов предусмотрена возможность установления национальных приложений к Еврокодам. В настоящее время 27 стран ЕС разработали всего более 1500 таких национальных приложений.

В Белоруссии, например, теоретически были внедрены Еврокоды на альтернативной основе. При этом пришлось разработать более 600 национальных приложений и более 900 стандартов в поддержку Еврокодов.

Природно-климатические условия нашей страны существенно отличаются от условий в странах ЕС как по количеству воздействующих факторов, так и по их максимальным значениям. Вспомните наши сейсмоопасные зоны, вечную мерзлоту, среднегодовые перепады температур до 100 град.С , не говоря уже о том что наша максимальная снеговая нагрузка в шесть раз превышает максимальную европейскую (у нас – 560 кг/м2, у них -95кг/м2) и так далее. Поэтому в работе по внедрению Еврокодов у нас в стране к этому надо отнестись особенно внимательно. При применении Еврокодов без должного учета этих различий возможны аварии и обрушения. И такие случаи, к сожалению, уже имели место. (В Киришах – обрушение верхнего покрытия резервуаров для хранения нефти, в Домодедово – полное обрушение металлоконструкций складского высотного (36 м) комплекса, на Дмитровском шоссе- обрушение несущих стоек на крытой автостоянке сети «Метро»).

Еще раз подчеркну: отечественная нормативная база полностью обеспечивает надежность и безопасность объектов строительства. Это подтверждает многолетняя практика строительства и анализ причин имевших место аварий. Во всех случаях причиной аварии было не плохое качество СНиП, а как раз отступления от их требований.

Вместе с тем, несомненно, Еврокоды заслуживают тщательной проработки и изучения с тем, чтобы создать условия и возможности для их эффективного применения в отечественной практике проектирования. При всех отмеченных различиях очевидно, что Еврокоды аккумулируют в себе инженерный опыт передовых стран Европы. Это пакет согласованных между собой документов, это стройная система построения нормативной базы, которая позволяет детально рассмотреть различные вопросы расчета и проектирования без их дублирования.

Во исполнение поручения Правительства РФ о включении Еврокодов на альтернативной основе в доказательную базу технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» Минрегион России совместно с национальными объединениями подготовил Программу мероприятий по гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в строительстве. Программа разработана в соответствии рекомендациями Еврокомиссии по порядку внедрения Еврокодов в странах членах ЕС. ( для справки: это Руководство (называется «Внедрение и использование Еврокодов» (Руководство « L ») и оно предусматривает комплексный 5-ти летний план внедрения Еврокодов).

К

с учетом поставленной задачи  осознанно максимально сжат срок реализации нашей Программы до 4-х лет, вместо установленных Руководством ЕС 5-ти лет. Программа согласована с ФОИВАМИ- Минпромторгом, Ростехнадзором, Минтрансом, Минобром, Спецстроем. И Программа практически уже реализуется. В этом году для российских специалистов проведено с участием экспертов Еврокомиссии уже два семинара по европейской системе технического регулирования в строительстве. 29 октября РСПП организовало еще одну встречу наших экспертов с европейскими экспертами. С участием Министерства предстоит еще одна встреча с европейскими специалистами. . (* Пригласить критиков и всех желающих). Программа встречи так и называется- «Еврокоды- обучение экспертов». Во встрече примут участие руководители и специалисты из Европейского Комитета Норм, Британского института стандартов, Исследовательского Центра ЕС, наши специалисты и эксперты.

В рамках реализации нашей Программы уже начаты работы по переводу и техническому редактированию основополагающих Еврокодов: это Еврокод 0 (Ноль) – «Основы проектирования» и Еврокод 1 – «Воздействия на строительные конструкции». гармонизация  наших норм с европейскими и о применении Еврокодов в отечественной практике проектирования, необходимо учитывать насколько это многогранная и комплексная работа, которая потребует согласованных действий во многих направлениях деятельности. Перечислю только некоторые из них: переводы и техническое редактирование самих Еврокодов, большого массива европейских стандартов, поддерживающих Еврокоды; сравнительный анализ Еврокодов и наших норм;  сопоставительный анализ затрат на строительство; определение национальных параметров и подготовка национальных приложений к Еврокодам; разработка национальных стандартов и сводов правил с учетом евронорм и еврокодов; адаптация разработанных документов к практике проектирования и строительства. Кстати, сама работа по адаптации также включает в себя несколько направлений: создание и переоснащение имеющейся испытательной базы, без чего не может быть никакого гармонизации с Еврокодами; освоение Еврокодов и вновь разработанных нормативных документов нашими проектировщиками; подготовка и выпуск учебно-методической литературы, новых программ обучения в вузах; разработка и тестирование программного обеспечения; обучение по новым программам студентов, персонала и экспертов; все эти особенности и пункты  для того, чтобы создать впечатление о невозможности применения у нас Еврокодов. Нет, наоборот, это только означает, что мы знаем, в каких направлениях и как эта работа должна выполняться, и что для этого нужно.  необходим весь спектр работ по актуализации российской нормативной базы с европейской.

Есть уже отработанный маршрут внедрения еврокодов в практику национальной системы проектирования.  Но : переход на евронормы – не самоцель. Европейская система ни в коем случае не должна стать заменителем российской – напротив, это лишь один из предлагаемых альтернативных вариантов выхода на строительный рынок. конечный результат :  инвестор еще на уровне проектных решений сможет сам выбирать, какую из систем ему выгоднее и целесообразнее применять в том или ином конкретном случае.

Как раз для альтернативы проект документа, разрешающий, уже условно говоря завтра, применять при проектировании конкретных объектов строительства европейские нормы в качестве альтернативы перечню национальных стандартов и сводов правил.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .