Контроль при ремонте асфальтобетонного покрытия

Сентябрь 17, 2011 в Контроль качества строительство дорог

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Контроль качества при ремонте асфальтобетонного покрытия с использованием многощебенистых смесей

7.1 Контроль устройства шероховатого слоя покрытия должен осуществляться в полном соответствии с требованиями утвержденных проектов и действующих нормативно-технических документов. Технический контроль включает визуальную оценку [10], инструментальные измерения на  ремонтируемом объекте и лабораторные испытания отобранных проб асфальтобетона.

В процессе производства работ по ремонту шероховатого слоя покрытия из многощебенистых асфальтобетонных смесей необходимо осуществлять следующие виды контроля:

- качество восстановления разрытий;

- входной контроль;

- операционный контроль;

- контроль качества готового покрытия.

При  ремонте асфальтобетонных слоев могут возникнуть различные виды дефектов, причины которых связаны как с качеством самой смеси, так и с состоянием технологического оборудования и правильным выполнением технологических режимов укладки и уплотнения

7.2 При входном контроле перед непосредственным проведением дорожных работ следует проверять качество смесей, предусматриваемых проектной документацией, и правильность выбранных режимов работ в зависимости от вида и типа асфальтобетонных смесей.

7.3 При операционном контроле в процессе устройства слоя следует контролировать:

- качество восстановления разрытий;

- ровность, плотность и состояние (чистоту и обработку вяжущим) нижележащего слоя, правильность установки бортовых камней, решеток и крышек люков колодцев подземных сетей;

- температуру смеси на всех стадиях устройства покрытия (в каждом автомобиле, прибывающем к месту укладки, перед распределением и в процессе уплотнения) согласно виду и типу смеси, указанной в транспортной документации;

Температура смесей в кузове самосвала должна быть для высокоплотных, плотных типа А, Б и БМО: 160-120?С на битумах 40/60 – 200/300; не ниже 120?С на битуме СГ 130/200; ЩМА в пределах 170-150?С.

- высотные отметки по оси дороги;

- ровность и толщину устраиваемого неуплотненного слоя;

- ширину устраиваемой проезжей части;

- соответствие поперечного и продольного уклонов проекту;

- постоянно контролируют:

- режим уплотнения;

- качество сопряжения полос асфальтобетонного покрытия;

7.4 При приемке готового покрытия проверяют:

- ширину устроенного слоя;

- толщину;

- сцепление с нижележащими слоями;

- ровность;

- уклоны;

- коэффициент уплотнения;

- показатели свойств асфальтобетона;

- параметры сцепных свойств.

7.4.1 Для контроля качества готового асфальтобетонного покрытия пробы (вырубки и керны) берут из середины полосы движения на расстоянии 0,8 м от кромки, 0,2 м от сопряжений, и 1,0 м – от колодцев. Отбор проб производят в виде вырубки прямоугольной формы размером не более 0,5х0,5 м или высверленных цилиндрических кернов, которые высверливают на всю толщину покрытия (верхний и нижний слой вместе) и разделяют слои в лаборатории.

7.4.2 Пробы отбирают через 1–3 суток (после окончания уплотнения и открытия по нему движения автомобильного транспорта) из расчета: три пробы с каждых 7000 кв. м покрытия [11].

7.4.3 Толщину уложенного рыхлого слоя в процессе укладки контролируют через 20 м металлическим щупом с делениями.

Усредненная толщина устроенного слоя измеряется по отобранным кернам:

– если граница контакта слоев четко видна, для замера (с четырех сторон) можно использовать металлическую линейку;

– если граница контакта слоев нечеткая, то керн следует нагреть, осторожно разделить верх и низ керна и замерить верхнюю часть (с четырех сторон) или разрезать керн (в холодном состоянии), заходя в нижний слой, а затем осторожно почистить верхнюю часть по границе раздела и точно замерить ее толщину.

Не допускается занижение толщины уложенного слоя.

7.4.4 Высотные отметки устанавливают с помощью нивелира и нивелирной рейки.

7.4.5 При контроле режима уплотнения оценивают температуру на момент уплотнения фактически задействованным катком соответствие схеме уплотнения, количество проходов. Для оперативного контроля плотности в процессе уплотнения рекомендуется использовать различные экспресс–методы (электромагнитный, радиоизотопный, порометрический, акустический), для которых разработаны специальные приборы (приведены в Приложении Л) и методики корреляции показаний прибора с величиной плотности асфальтобетона.

7.4.6 Качество сопряженных полос оценивают визуально, а также используя рейку или специальный шаблон с соблюдением норм по ровности, измеряемой 3-х метровой рейкой.

7.4.7 Соответствие поперечного и продольного уклонов проверяют с помощью уровня и линейки, 3-метровых реек или нивелира.

Не более 10% замеров поперечного профиля могут иметь отклонение от проектных в пределах от минус 0,010 до плюс 0,015, остальные до +0,005.

7.4.8 Линейные параметры проверяют с помощью рулетки или курвиметра. Ширину слоя следует проверять не реже, чем через 100 м.

7.4.9 Ровность покрытия (просвет под рейкой на расстоянии 0,75–1 м от каждой кромки  покрытия проверяют в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга) в продольном направлении проверяют с помощью универсальных 3-метровых реек – складных с клином или неразрезных, а также толчкомеров. Не более 5% результатов замеров ровности 3-метровой рейкой, а также толчкомеров могут иметь значения в пределах до 6 мм, остальные до 3-х мм. Ровность и поперечные уклоны должны замеряться не реже чем через 50 м.

7.4.10 Сцепление колеса автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия оценивают эталонным прибором-лабораторией ПКРС (прибор контроля ровности, сцепления) а также ручным прибором ППК-МАДИ-ВНИИБД не ранее , чем через две недели после завершения устройства слоя (Приложение Г).

Измерение следует выполнять по одной полосе наката колес автомобилей на каждой полосе движения. На каждые 100 м необходимо делать 3-5 измерений в зависимости от состояния покрытия на каждой полосе движения.

Коэффициент сцепления покрытия с шинами автомобилей должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при ее измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 – шиной, имеющей рисунок протектора.

7.4.11 Шероховатость поверхности оценивают по средней величине   глубины впадин [12], используя прибор «Песчаное пятно» (Приложение Д). Минимальная средняя глубина впадин шероховатости должна соответствовать требованиям табл. 5.10. На каждой полосе движения следует производить пять измерений на 1000 м по одной полосе наката.

7.4.12 Контроль качества уложенной смеси, плотности асфальтобетона, толщины слоя и наличие сцепления между слоями осуществляют на пробах – вырубках или кернах, отобранных из конструктивных слоев.

7.4.12.1 Для отбора вырубок используют нарезчики швов с алмазными или абразивными дисками.

7.4.12.2 Отбор кернов различного диаметра осуществляют с помощью ручных, размещаемых в передвижных лабораториях, или прицепных керноотборников.

Эффективность уплотнения уложенного слоя из многощебенистых асфальтобетонных смесей оценивают по величине водонасыщения кернов, согласно нормативным документам и отмеченным выше требованиям – не более: 3,0% для высокоплотных смесей; 5,0% для смесей типа А; 4,5% для смесей типа Б; для БМО требованиям таблицы 5.8.

7.4.12.3 Кроме того, плотность уложенного слоя из смесей высокоплотных, плотных типа А, Б и БМО оценивают по величине коэффициента уплотнения Ку.

Коэффициент уплотнения Ку асфальтобетонных слоев определяется по результатам лабораторных испытаний как отношение средней плотности керна (вырубки) к средней плотности пере формованного лабораторного образца. Коэффициент уплотнения слоев из этих смесей горячих высокоплотных, а также плотных типа А и Б должен быть не ниже 0,99.  Качество уложенной смеси (физико-механические показатели свойств) оценивают по результатам испытаний образцов, переформированных из кернов.

7.4.12.4 Для ЩМА кроме величины водонасыщения кернов оценивают остаточную пористость (в соответствии с ГОСТ 12801), она должна соответствовать требованиям табл. 5.7.

7.4.13 Допускается по требованию заказчика в соответствии с п. 4.2 ГОСТ 12801 определять показатели свойств асфальтобетона, используя образцы, переформованные из кернов и вырубок. Однако следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки этих показателей  значительно ниже, чем на образцах, изготовленных из смесей, в связи с чем, результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективную оценку, которая могла бы служить браковочным признаком.

Достоверную оценку зернового состава уложенной смеси можно получить по испытанию средней пробы, отобранной из уложенной на ремонтируемом участке смеси (до ее уплотнения) или из автомобиля-самосвала.

7.4.14 Все результаты замеров и испытаний заносятся в специальные карты контроля, которые являются частью приемо-сдаточной документации.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .