Оценка шероховатости покрытия

Июнь 30, 2011 в Контроль параметров покрытий дорог

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

ОЦЕНКА ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ методом     песчаного пятна

Из многочисленных факторов на сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием наибольшее влияние оказывает  шероховатость поверхности. Шероховатость поверхности дорожного покрытия образуется за счет равномерно чередующихся выступов скелетных частиц и впадин между ними, а также собственной шероховатости выступов и впадин либо специально созданных бороздок на поверхности покрытия. Требования к показателям шероховатости покрытий изменяются в зависимости от условий движения (см. табл. 10.12).

Шероховатость условно подразделяют на два вида: макрошероховатость и микрошероховатость.

Макрошероховатость формируется на поверхности покрытия выступающими частицами каменного материала. Между выступами частиц образуется сеть каналов, по которым при движении автомобиля по мокрой дороге вода может выходить из зоны контакта шины с поверхностью покрытия. При отсутствии макрошероховатости отжатие воды из зоны контакта резко затрудняется. Это может приводить к образованию так называемого «водного клина», что обуславливает резкое снижение коэффициента сцепления при увлажнении покрытия.

Микрошероховатость – это шероховатость поверхности самих каменных частиц. Она предопределяется характером поверхности материалов и их природой. Микрошероховатость облегчает разрыв пленочной воды, которая находится между выступом шероховатости покрытия и протектором шины. Однако из-за технических трудностей измерения микрошероховатости ее обычно не оценивают, а ограничиваются только определением показателя макрошероховатости. Показатель шероховатости обычно используют совместно с показателем коэффициента сцепления в качестве дополнительной характеристики при оценке состояния дорожной поверхности. Классификация дорожных покрытий в зависимости от значений средней глубины впадин макрошероховатости Нср приведены в табл.10.17

Таблица 10.17

Классификация дорожных покрытий в зависимости от значений средней глубины впадин

Тип шероховатых покрытий Условные

обозначения

Средняя глубина впадин, мм
Гладкие Гл 0,02…0,25
Мелкошероховатые Мшер 0,25…1,5
Мелкошипованные Мшип 1,5…2,5
Среднешероховатые Сшер 1,0…3,0
Среднешипованные Сшип 3,0…5,0
Крупношероховатые Кшер 2,0…4,5
Крупношипованные Кшип 4,5…7,0

Дата проведения измерений «___»__________200   г.

Объект обследования а/д »

на участке, км 10+000 – 11+000____________

Нормативные и проектные данные Асфальтобетонное покрытие мелкошероховатое, категория дороги IV, протяженность участка  1000 м, ширина покрытия 7,0 м , поперечный уклон 20 ‰

1)

Определение шероховатости дорожного покрытия методом

«песчаного пятна»

Метод «песчаного пятна» является наиболее простым и широко используемым способом определения шероховатости дорожного покрытия.

Метод песчаного пятна предусматривает распределение на поверхности дорожного покрытия определенного (известного) объема мелкозернистого песка (см. рис.10.12).

Рис. 10.11. Определение шероховатости поверхности дорожного покрытия методом «песчаного пятна».

1- песок; 2- поверхность покрытия; 3- диск с рукоятью.

Специального оборудования не требуется. Для измерения необходимы линейка, сухой песок с размером частиц не крупнее 0,3 мм и мерный стакан или цилиндр. В зависимости от степени шероховатости поверхности покрытия объем песка для измерений  требуется  различный – на крупношероховатых 25-30 см3, а на мелкошероховатых -  10-15 см3.

Методика проведения измерений. Участки для контроля шероховатости дорожных покрытий намечают в период рекогносцировочного обхода или проезда на автомобиле по сдаваемым в эксплуатацию участкам дороги при низкой скорости движения с остановками по мере необходимости. Во время рекогносцировочного проезда регистрируют границы участков с однотипными поверхностями покрытия. В пределах каждого из участков визуально устанавливают места покрытия примерно одинаковой шероховатости. На каждой полосе движения следует производить 5 измерений шероховатости на 1000 м по одной полосе наката. Для контроля шероховатости поверхности методом песчаного пятна берут известный объем песка и высыпают горкой на поверхность покрытия. Затем плоским диском или линейкой песок распределяют в виде круга до тех пор, пока нижняя плоскость диска не начнет касаться выступов шероховатости и весь песок не заполнит впадины в поверхности покрытия. Линейкой измеряют диаметр песчаного пятна не менее чем по четырем диаметральным направлениям. Из полученных значений вычисляют среднее арифметическое диаметра песчаного пятна, по которому вычисляют площадь S п, а затем среднюю глубину шероховатости._______________________

Шероховатость ( Hi) вычисляется по формуле:

где Vп – объем песка, использованный при измерениях; Sп – площадь песчаного пятна; Dсрi –средний диаметр песчаного пятна.

Характеристику шероховатости вычисляют как среднее арифметическое значение по створам, по полосам наката и по оси проезжей части.

Рис.10.12. Схема измерений.

По результатам измерений шероховатости вычисляют среднее арифметическое значение глубины неровностей макрошероховатости Нср по формуле:

Нср=

где n – общее количество измерений.

Полученное среднее значение глубины неровностей макрошероховатости сравнивают с нормативными требованиями (табл. 10.12).

Таблица 10.18

Результаты измерения шероховатости покрытий по методу «песчаное пятно»                                                                                                  Vпеска = 10 см3

измерения

D1, см D2, см D3, см D4, см Dср, см Sni, см2 Hi, мм
1 19 21 18 19 19,3 292,4 0,34
2 18 19 18 19 18,5 268,7 0,37
3 20 19 21 21 20 314,0 0,31
4 18 19 18 19 18,5 268,7 0,37
5 20 19 21 21 20 314,0 0,31
Нср 0,34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Асфальтобетонное  покрытие автодороги  ьь на участке 10+000 – 11+000 не соответствует нормативным требованиям по показателю шероховатости_поверхности покрытия___________

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .