Правила нанесения дорожной разметки и материалы

Февраль 29, 2012 в обстановка на дороге

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Правила нанесения дорожной разметки и материалы,

применяемые при производстве работ.

5.1 Состав технологического процесса\

5.1.1 Технологический процесс нанесения разметки включает следующие группы работ:

- нанесение предварительной разметки

- подготовка поверхности дорожного покрытия;

- нанесение основного разметочного материала (краски, термоплас-тика, холодного пластика, полимерной ленты);

- нанесение микростеклошариков или смеси микростеклошариков с фрикционным материалом на поверхность основного разметочного материала;

- обеспечение мероприятий по недопущению движения транспорта по нанесенным линиям дорожной разметки на время их формирования.

На цементобетонных дорожных покрытиях перед нанесением  разметки из краски, термопластика, холодного пластика или спрейпластика должна быть сделана подгрунтовка, если она предусмотрена изготовителем разметочного материала [10].

5.2 Нанесение предварительной разметки

5.2.1 Предварительную разметку производят вручную или с использованием специальных устройств, входящих в комплект разметочных машин.

5.2.2 Технология работ по нанесению предварительной разметки вручную включает: ограждение участка работ с регулированием движения автотранспорта; определение контрольных точек положения линии разметки с использованием рулетки (курвиметра) и фиксацией их меловыми засечками; укладка шнура по контрольным точкам; нанесение краской линий или «точек» предварительной разметки по уложенному шнуру; снятие (или перенос) ограждения.

5.2.3 Нанесение предварительной разметки продольных линий следует начинать, как правило, с осевых линий. Параллельные им линии предварительной разметки (краевые, рядность) могут быть нанесены с помощью разметочной машины с установленным на ней телескопическим кронштейном с маркером предварительной разметки. Расстояние между следящим устройством разметочной машины и маркером устанавливают равным расстоянию между параллельными линиями разметки. Оператор разметочной машины в движении ориентирует следящее устройство по нанесенной линии предварительной разметки, в это время маркером наносится параллельная ей линия.

5.2.4 На цементобетонных покрытиях при попадании продольной линии дорожной разметки на продольный шов ее следует наносить рядом со швом не ближе, чем на 5 см от него.

5.3 Подготовка поверхности дорожного покрытия

5.3.1 Дорожное покрытие при нанесении разметки должно быть сухим и очищенным от загрязнений.

5.3.2 Загрязнение на покрытии дороги должно быть очищено, исполь-зуя для этого поливомоечную машину (промывка и очистка щеткой) или специальную машину, оснащенную комбинацией щеточного и воздуходувного оборудования. При очистке дорожного покрытия с использованием поливомоечной машины перед нанесением разметочного материала необходимо дождаться высыхания покрытия.

5.3.3 При наличии влаги на дорожном покрытии, его следует просу-шить перед нанесением разметки с использованием газовых линеек-разогревателей,  инжекторных  газовоздушных горелок или другого подобного оборудования.

5.3.4 При наличии  значительных  остатков  старой  разметки  их удаление  (демаркировку дорожного покрытия),  следует предусматривать в следующих  случаях:

- при несоответствии старой разметки утвержденной схеме организации движения;

- при суммарной толщине слоев старой и новой разметки, превышающей предельно допустимое по ГОСТ Р 51256 значение (6 мм);

- при  наличии опасности отслоения нового слоя разметки вместе со старым.

5.3.5 Демаркировку старой разметки следует производить с использо-ванием следующих методов:

- механическое удаление с применением специальных горизонтально-фрезерных механизмов;

- гидравлическое удаление высоконапорной струей воды с применением специальных машин;

- закрашивание старой разметки краской, по цвету соответствующей цвету дорожного покрытия.

При механическом и гидравлическом удалении допускается срезка асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2,0 мм.

Закрашивание линий дорожной разметки красками следует рассматривать как временное мероприятие (в случае отсутствия специальной демаркировочной техники или по иным причинам), с учетом малого срока сохранности слоя краски на закрашенной линии.

5.4 Нанесение разметки и краски

5.4.1 Краски для дорожной разметки должны соответствовать требованиям п. 5.1 ГОСТ Р 52575, при этом предпочтение следует отдавать материалам классов не ниже В7, НВ2 и ВВ3 по ГОСТ Р 52575.

5.4.2 Нанесение краски следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствуют требованиям, указанным производите-лем в инструкции по применению материала. Требование к перечислен-ным показателям выдвигают, исходя из условия нормальной сушки (испарения растворителя) и   формирования слоя краски. Температура покрытия при нанесении краски должна быть не ниже +15?С, а относительная влажность воздуха не более 85% [7].

5.4.3 Однокомпонентные краски следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие, но некоторые многокомпонентные краски хими-ческого отверждения  можно использовать и при влажном покрытии, если в инструкции по применению материала указаны правила такого нанесения.

5.4.4 Нанесение разметки из краски осуществляют методами пневматического (аэрозольного) или гидравлического (безвоздушного) распыления. При использовании многокомпонентных красок используют разметочные машины, оснащенные специальным оборудованием, вклю-чающим устройства для смешивания компонентов.

При использовании аэрозольного оборудования рекомендуется применять краски по ГОСТ Р 52575 класса УВ3 по условной вязкости, а при использовании безвоздушного оборудования –  краски класса УВ2 по условной вязкости и класса СП2 по степени перетира.

5.4.5 Технология нанесения разметки из краски включает следующие операции: подготовка краски; подготовка разметочной машины; ограждение участка работ в соответствии с п.4.3; нанесение краски на дорожное покрытие с обеспечением покрытия разметки от наездов для высыхания материала; снятие ограждения.

Краску перед заправкой в емкость разметочной машины следует перемешать до однородного состояния. При наличии в краске значительного слоя трудноразмешиваемого осадка, не позволяющего обеспечить однородность материала перемешиванием, рекомендуется приостановить использование данного материала и провести дополни-тельные испытания в рамках входного контроля.

Подготовка самоходной разметочной машины к работе включает следующие операции: установка рабочего агрегата и места оператора на нужную, правую или левую, сторону машины в зависимости от вида наносимой линии (при наличии такой возможности на машине) и соответствующая регулировка следящего устройства; установка на разметочной машине и на машинах прикрытия требующихся дорожных знаков; заправка рабочих емкостей разметочным материалом; установка на компьютере машины требуемого расхода разметочных материалов или регулировка расхода под требуемое значение при отсутствии такой функции на компьютере; установка на оборудовании требуемой ширины линии разметки; установка на компьютере машины типа наносимой линии; пробное нанесение линии.

Рабочий агрегат и рабочее место оператора (при возможности их регулировки) устанавливают таким образом, чтобы при нанесении линии разметочная машина перемещалась по проезжей части в направлении потока, движущегося по данной полосе движения. Положение визира следящего устройства разметочной машины устанавливают таким образом, чтобы при прямом движении машины оно совпадало с осью наносимой линии (положением форсунки).

Во избежание попадания инородных предметов, а также комков разметочного материала, заправку рабочих емкостей машины рекомендуется производить с процеживанием материала через специальные сита.

При отсутствии функции задания расхода материала в компьютере разметочной машины расход рекомендуется регулировать давлением краски (воздуха) и скоростью движения разметочной машины, а также заменой форсунки на форсунку с другим размером отверстия.

Ширину наносимой линии разметки в агрегатах безвоздушного нанесения следует регулировать подъемом или опусканием форсунок. При замене форсунки на форсунку с другим размером отверстия следует заново отрегулировать расход материала, а затем ширину линии. Если рабочий агрегат разметочной машины (в основном – пневматического типа) оборудован ограничительными дисками, то ширину линии должна быть задана, регулируя их положение, а изменением высоты форсунки следует добиваться, чтобы на диски попадал минимум разметочного материала и наносимая линия имела по ширине равномерную толщину.

При использовании современных разметочных машин тип наносимой линии (сплошная или прерывистая) и длину штрихов-разрывов для прерывистых линий следует задавать на бортовом компьютере машины или подбирать вручную.

Пробное нанесение линии производят для проверки готовности к работе оборудования и оценки правильности его регулировки (положения, ширины и толщины линии, длины штрихов-разрывов). Пробные линии разметки следует наносить на специальные листовые подкладки (как правило – листы оцинкованной стали).

При нанесении продольных линий разметки с использованием самоходных разметочных машин машинист (или водитель и оператор) должен ориентировать следящее устройство по нанесенной линии предварительной разметки или по сохранившейся линии старой разметки при ее обновлении.

5.4.6  При нанесении линий разметки ручным способом с помощью кистей и валиков (применяется для символьной и поперечной разметки), следует использовать шаблоны (трафареты), которые, как правило, изготавливают из листовой стали или алюминия толщиной от 1мм до 2 мм. В листах вырезают элемент разметки. Тонкие листовые шаблоны должны быть усилены ребрами жесткости (например, металлическим уголком). Допускается использование шаблонов другой конструкции или изготовленных  из других материалов, в том числе рулонных полимерных, обеспечивающих точность соблюдения размеров линии (символа) и простоту очистки шаблона от попадающей на него краски.

Разметку по шаблонам следует наносить выносным ручным разбрызгивающим краску пистолетом, входящим в комплект разметочных машин, или перемещаемой вручную разметочной машиной.

Шаблон разметки укладывают на дорожное покрытие, предварительно установив и зафиксировав мелом положение линии (символа) разметки. Краску в границах шаблона наносят равномерным слоем веерообразными движениями от края шаблона к центру.

5.4.7 При нанесении разметки из краски предусматривают защиту нанесенной линии от наездов колес автомобилей на период высыхания слоя материала, закрывая движение или устанавливая ограждающие устройства.


5.5 Нанесение разметки из термопластика

5.5.1 Термопластики для дорожной разметки должны соответствовать требованиям п.5.2 ГОСТ Р 52575.

5.5.2 Нанесение термопластика следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствуют требованиям, указанным производи-телем в инструкции по применению материала. Как правило, температура покрытия при нанесении термопластика должна быть не ниже +10?С, а относительная влажность воздуха не более 85% [11].

5.5.3 Термопластик следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие.

5.5.4 Для нанесения разметки из термопластика с помощью самоход-ных разметочных машин следует применять оборудование, работающее с использованием гравитационного и экструдерного методов или спрей-метода.

При выборе марки термопластика следует учитывать возможность его использования с применяемым типом технологического оборудования, что, как правило, отмечено в инструкции по применению материала.

Символьную разметку, а также и линии разметки, из термопластика наносят вручную из готовых форм материала.

5.5.5 Технология механизированного нанесения разметки из термо-пластика включает следующие операции: подготовка маточного котла и котла разметочной машины к плавлению материала; загрузка и плавление термопластика; подготовка разметочной машины; ограждение участка работ в соответствии с п.4.3; нанесение термопластика на дорожное покрытие с обеспечением прикрытия разметки от наездов для отверждения материала; снятие ограждения.

Для обеспечения непрерывности процесса нанесения разметки из термопластика в технологическом процессе должны быть использованы маточные котлы – устройства для заблаговременного приготовления расплава материала в большом количестве (емкости котлов составляют от 1м3 до 2м3 и более) для периодической дозаправки расплавом котла разметочной машины на объекте (емкость котла разметочной машины, как правило, не превышает 0,5м3).

Котлы должны быть оборудованы разогревающими устройствами, работающими или на природном газе, или на дизельном топливе, с передачей тепла материалу посредством масляного теплоносителя, и устройствами для перемешивания материала.

Маточные котлы следует устанавливать либо в кузове машины, буксирующей прицеп с разметочной машиной среднего класса, либо на грузовой платформе магистральных разметочных машин.

Котлы при подготовке к работе должны быть очищены от остатков материала и у них должна быть проверена надежность работы разогревающего и перемешивающего устройств.

При приготовлении расплава термопластика следует строго соблюдать температурный режим, продолжительность операции разогрева и перемешивания (включения перемешивающего устройства), указанные производителем в инструкции по применению материала.

Подготовка самоходной разметочной машины к работе включает следующие операции: установка рабочего агрегата и места оператора на нужную, правую или левую, сторону машины в зависимости от вида наносимой линии (при наличии такой возможности на машине) и соответствующая регулировка следящего устройства; установка требующихся дорожных на разметочной машине и на машинах прикрытия; знаков; заправка котла машины расплавом термопластика; регулировка расхода термопластика под требуемое значение; установка на оборудовании требуемой ширины линии разметки; установка на компьютере машины типа наносимой линии; пробное нанесение линии.

Рабочий агрегат и рабочее место оператора (при возможности их регулировки) устанавливают таким образом, чтобы при нанесении линии разметочная машина перемещалась по проезжей части в направлении потока, движущегося по данной полосе движения. Положение визира следящего устройства разметочной машины устанавливают таким образом, чтобы при прямом движении машины оно совпадало с осью наносимой линии разметки.

Заправку котла разметочной машины среднего класса, как правило, следует выполнять путем слива расплава материала из маточного котла. Во избежание попадания инородных предметов, а также комков разметочного материала, слив расплава рекомендуется производить через сито с ячейками от 3мм до 5мм.

Расход материала при нанесении линии следует отрегулировать следующими способами:

- на гравитационном оборудовании (каретке) – изменением скорости движения машины;

- на экструдерном оборудовании – изменением частоты вращения шнека и скорости движения разметочной машины;

- на спрей-оборудовании – изменением давления, создаваемого насосом, и скорости движения разметочной машины, а также заменой форсунки на форсунку с другим размером отверстия.

Толщина линии разметки при использовании гравитационной и экструдерной технологии должна составлять от 3мм до 5 мм, при спрей- технологии – от 1мм до 2 мм.

Ширину наносимой линии разметки задают:

- на гравитационном оборудовании –установкой каретки, имеющей фиксированное отверстие;

- на экструдерном оборудовании – фиксированием необходимой ширины на бортовом компьютере разметочной машины, обеспечивающим автоматическое открытие или закрытие сегментных заслонок механизма;

- на спрей-оборудовании – изменением высоты форсунок или путем замены форсунки на форсунку с другим размером отверстия.

Пробное нанесение линий разметки из термопластика выполняют с применением листовых подкладок аналогично нанесению разметки из краски (п.5.4.5).

При нанесении продольных линий разметки с использованием самоходных разметочных машин машинист (или водитель и оператор) ориентируют следящее устройство по нанесенной линии старой разметки при ее обновлении.

5.5.6 При нанесении линий разметки из термопластика вручную (применяется, как правило, для символьной разметки), используют готовые формы – допускается использовать фрагменты символов и линий из термопластика, изготовленные в заводских условиях по ГОСТ Р 53170.

Из фрагментов выкладывают на дорожном покрытии символ (линию) разметки, предварительно установив и зафиксировав мелом его положение. Затем материал разогревают до плавления с использованием инжекторных газовоздушных горелок, газовых линеек – разогревателей, или другим подобным оборудованием и ожидают, когда после остывания материал затвердеет. При разогреве готовых форм следует следить, чтобы материал был расплавлен на всю толщину слоя, и не допускать перегрев (горение) термопластика.

Допускается нанесение символов разметки экструдером по трафа-рету.

5.5.7 При нанесении разметки термопластиком следует предусмат-ривать защиту нанесенной линии от наездов колес автомобилей на период остывания слоя материала с использованием направляющих конусов и вех [6]-[9].

5.6 Нанесение разметки из холодного пластика

5.6.1 Холодные пластики для дорожной разметки должны соответствовать требованиям п.5.3 ГОСТ Р 52575.

5.6.2 Нанесение холодного пластика следует производить при температуре и относительной влажности воздуха, а также температуре дорожного покрытия, которые соответствует требованиям, указанным производителем в инструкции по применению материала.

5.6.3 Холодный пластик, как правило, следует наносить на сухое и чистое дорожное покрытие. Некоторые типы (марки) этого материала допускают нанесение на влажное покрытие, но такая возможность должна быть указана производителем в инструкции по применению материала.

5.6.4 Выбор технологии нанесения холодного пластика следует выполнять с учетом марки используемого разметочного материала, способа внесения в материал отвердителя и способа перемешивания компонентов материала.

Для нанесения разметки из холодного пластика с помощью самоходных разметочных машин допускается применять оборудование, работающее с использованием гравитационного и экструдерного методов или спрей-метода.

Разметочные машины для нанесения холодного пластика, как правило, должны иметь устройства для перемешивания компонентов и устройства для быстрой очистки (промывки) технологической линии машины на участке прохождения смешанного (затворенного) материала.

Символьную разметку, а также линии разметки из холодного пласти-ка, наносят вручную с использованием специальных трафаретов.

5.6.5 Технологические операции при механизированном нанесении холодного пластика, в основном, аналогичны операциям, выполняемым при использовании термопластиков (п.5.5.5), за исключением операций, связанных с приготовлением расплава материала.

5.6.6 При использовании двухкомпонентного холодного пластика, в котором отвердитель в виде порошка вводят в основную массу материала в соотношении 1:50, рекомендуется применять гравитационную технологию нанесения разметки.

Введение порошка-отвердителя и перемешивание холодного пластика в этом случае следует производить порциями, вручную, в емкости, где содержится основная масса материала. Перемешанный материал следует вылить в каретку разметочной машины и нанести линию до полной выработки материала в каретке. Объем приготовляемой порции и периодичность приготовления холодного пластика следует выбирать с учетом периода готовности для использования перемешанного материала и расхода материала при нанесении. После опустошения каретки нанесение разметки необходимо приостановить для ручной очистки каретки от остатков старой порции материала и загрузки новой. При вынужденной остановке машины на длительный период для исключения возможного затвердевания массы невыработанного материала в каретке материал следует своевременно удалить из каретки и промыть ее.

Аналогичным способом такой материал рекомендуется наносить с использованием кареток, перемещаемых ручным способом.

5.6.7 Экструдерную технологию нанесения разметки рекомендуется применять при использовании двухкомпонентного холодного пластика, в процессе реализации которой отвердитель в жидком виде вводят в основную массу материала в соотношении порядка 1:20, а также при использовании многокомпонентных смесей, имеющих соотношение двух текучих выходящих компонентов от 1:2 до 1:5.

При применении такой технологии используют специализированные разметочные машины, оснащенные несколькими емкостями для размещения разных компонентов, устройствами для их дозирования и шнековым механизмом для их перемешивания.

При остановках работы машины во избежание затвердевания массы перемешанного материала в шнековом механизме следует быстро очищать (промывать) его в соответствии с инструкцией по эксплуатации машины.

При хранении материала в емкостях разметочной машины необходимо учитывать, что некоторые компоненты многокомпонентных смесей имеют ограниченный период готовности для использования.

5.6.8 Спрей-технологию нанесению холодного пластика рекоменду-ется применять для многокомпонентных материалов, в которых соотношение двух жидких выходящих компонентов составляет от 1:1 до 1:5, а также для двухкомпонентного холодного пластика, в котором отвердитель в жидком виде вводят в основную массу материала в соотношении порядка 1:20.

Для реализации такой технологии следует использовать специализированные разметочные машины, оснащенные двумя емкостями для разных компонентов и двумя гидронасосами для их подачи.

Смешивание компонентов в этом случае производят либо в смесителе, расположенном перед форсункой, либо путем одновременной подачи двух компонентов из двух форсунок в заданном соотношении и в одном направлении.

При применении спрей-технологии также следует не допускать схватывания материала в технологическом оборудовании и емкостях разметочной машины, принимая своевременные меры по очистке машины.

5.6.9 При использовании двухкомпонентных холодных пластиков допускается включение в материал порошкового отвердителя или смеси отвердителя с микростеклошариками, или микростеклошариков, обработанных отвердителем, путем поверхностной посыпки нанесенной линии (аналогично нанесению микростеклошариков), а также путем подачи этой смеси в струю материала.

5.6.10 При нанесении линий разметки из холодного пластика вручную (применяется, как правило, для символьной разметки) используют, как правило, двухкомпонентный холодный пластик, в котором отвердитель в виде порошка вводят в основную массу материала в соотношении порядка 1:50.

При нанесении символа (линии) разметки предварительно устанавливают его положение на дорожном покрытии, зафиксировав мелом ключевые точки. Затем по ключевым точкам производят оклейку контура линии с использованием бумажной самоклеющейся малярной ленты. После подготовки смеси (внесения отвердителя и перемешивания) материал выливают на покрытие в пределах трафарета и равномерно разравнивают шпателем с небольшим нахлестом на малярную ленту. Затем посыпают поверхность микростеклошариками и аккуратно снимают малярную ленту, обеспечивая ровные края линии.

Символы разметки, выполняемые с использованием холодного пластика, можно наносить также с использованием шаблонов, применяемых для ручной разметки краской (п.5.4.6).

5.6.11 При нанесении разметки из холодного пластика предусматри-вают защиту нанесенной линии от наездов колес автомобилей на период схватывания слоя материала такими же средствами, которые перечислены в п. 5.5.7.

5.7 Нанесение разметки из полимерных лент

5.7.1 Полимерные ленты для дорожной разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54306.

5.7.2 Для разметки следует использовать полимерные ленты, имеющие клеевой слой на нижней поверхности и фотометрические характеристики (коэффициент яркости, коэффициент световозвращения и коэффициент дневной видимости), соответствующие требованиям п.6.2.1 ГОСТ Р 52289 в зависимости от дорожных условий.

Нанесение разметки из полимерной ленты следует производить методом ее втапливания в свежеуложенный неостывший слой дорожного покрытия или методом наклеивания.

5.7.3 Технологию втапливания полимерных лент применяют при укладке нового верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Полимерную ленту рекомендуется укладывать на свежеуложенное асфальтобетонное покрытие, имеющее температуру от 50?С до 65?С, с использованием специального механизма – аппликатора или вручную, а затем укатывать легким дорожным катком (от 2 проходов до 4 проходов в направлении раскатывания ленты).

Предварительная разметка в этом случае должна быть выполнена на горячем дорожном покрытии в процессе его укатки. При работе таким способом используют общее ограждение места производства работ, применяемое при укладке асфальтобетонного покрытия.

5.7.4 Технология наклеивания полимерных лент включает следующие операции: ограждение участка работ в соответствии с п.4.3; нанесение валиком на покрытие специального клея; укладка на подготовленную поверхность полимерной ленты с использованием специального механизма – аппликатора или вручную; прикатка ленты ручным катком или другим методом, указанным в технической документации производителя материала; снятие ограждения.

Полимерную ленту следует наклеивать на сухое и чистое дорожное покрытие. При наличии высокой шероховатости поверхности дорожного покрытия (выступов щебня), а также в случае старого выветрелого материала в верхнем слое покрытия, выполнять постоянную разметку путем наклеивания ленты не рекомендуется во избежание крайне незначительного срока ее службы.

5.8 Нанесение световозвращающего материала

5.8.1 В качестве световозвращающего материала для обеспечения видимости разметки в темное время суток применяют микростеклошарики, соответствующие требованиям ГОСТ Р 53172.

5.8.2 Нанесение микростеклошариков на поверхность линий разметки проводят в автоматизированном режиме специальным пневматическим распределителем, входящим в комплект разметочных машин.

5.8.3 Перед началом работы микростеклошарики через специальное сито засыпают в специальную емкость разметочной машины. Если микростеклошарики потеряли сыпучесть из-за попадания влаги, их нельзя использовать без предварительного просушивания до достижения легкосыпучего состояния.

В процессе работы разметочной машины микростеклошарики под давлением воздуха через специальную форсунку, расположенную позади устройства, формирующего основной разметочный материал, наносят на поверхность линии разметки.

Расход микростеклошариков регулируют давлением воздуха в распределителе, а ширину россыпи – высотой расположения форсунки.

5.8.4 При ручном нанесении дорожной разметки микростеклошарики также наносят вручную или с использованием специальных ручных пневматических пистолетов.

5.9 Нанесение фрикционного материала

5.9.1 Нанесение фрикционного материала на линии горизонтальной дорожной разметки с целью повышения сцепления шин автомобиля с поверхностью разметки рекомендуется выполнять только в исключительных случаях из-за неизбежного ухудшения показателей световозвращения разметки и быстрого выбивания частиц материала колесами автомобилей.

5.9.2 Рекомендуется наносить фрикционный материал в местах частого и длительного подтапливания разметки водой (разметка 1.2.1 и 1.2.2 по ГОСТ Р 51256 на участке сброса воды в откосный лоток и у дождеприемных колодцев) и на направляющих островках, оснащенных световозвращателями КДЗ по ГОСТ Р 50971 (разметка 1.16 по ГОСТ Р 51256), на которых обычно разметка изнашивается медленно.

5.9.3 В качестве фрикционного материала для повышения сцепления колес автомобиля с линией разметки применяют частицы дробленных светлых прочных горных пород (например, кварца) размером от 0,5мм до 1,0 мм.

5.9.4 Фрикционные материалы используют в смеси с микростекло-шариками в количестве до 25% массы последних.

5.9.5 Нанесение смеси микростеклошариков с фрикционным матери-алом производят аналогично нанесению микростекоршариков (п.5.8.2 – 5.8.4).

5.10 Нанесение структурной и профилированной разметки

5.10.1 Структурную и профилированную разметку выполняют из термопластиков и холодных пластиков с применением экструдерной или гравитационной технологии нанесения.

5.10.2 Для нанесения структурной разметки в виде капель с приме-нением экструдерной технологии следует применять разметочную машину, содержащую вращающийся перфорированный барабан, расположенный перед щелевыми заслонками.

Для нанесения профилированной разметки с применением гравитационной технологии следует применять разметочную машину, имеющую в задней части каретки перемещающуюся заслонку, периодически поднимающуюся для локального увеличения толщины линии разметки.

5.10.3 Технология производства работ и требования к разметочным материалам при нанесении структурной и профилированной разметки должны быть аналогичны технологиям и требованиям, изложенным в п. 5.5 для термопластиков и в 5.6 для холодных пластиков.

5.11 Нанесение вертикальной дорожной разметки

5.11.1 Вертикальную дорожную разметку выполняют из красок белого и черного цвета, соответствующих требованиям п.5.1 ГОСТ Р 52575.

5.11.2 Вертикальную дорожную разметку наносят вручную, аналогично п.5.4.6 настоящего стандарта.

6 Контроль соответствия требованиям к производству работ

6.1 Контроль соответствия требованиям к производству работ по нанесению разметки подразделяют на 4 стадии: входной, операционный, приемочный и эксплуатационный [5].

6.2 Входной контроль проводят с целью подтверждения соответствия качества материала требованиям ГОСТ Р 52575, ГОСТ Р 53170, ГОСТ Р 53172, ГОСТ Р 54306 на уровне, заявленном производителем материала. Входной контроль подрядные организации производят, как правило, с привлечением специализированных испытательных лабораторий. Испыта-ния материалов для разметки проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52576, ГОСТ Р 53171, ГОСТ Р 53173, ГОСТ Р 54307.

Ориентировочный объем входного контроля должен составлять не менее: для краски – 1 проба на 20 т; для термопластика – 1 проба на 100 т; для холодного пластика – 1 проба на 50 т; для полимерной ленты – 1 проба на 1000 м2; для микростеклошариков – 1 проба на 20 т.

Дополнительные отборы проб и испытания рекомендуется проводить в случае ощутимого изменения характеристик материала, таких как цвет, вязкость, время формирования (высыхания) и.т.п.

При получении в результате испытаний неудовлетворительных результатов проводят повторный отбор пробы и испытания, результаты которых считают окончательными.

6.3 Операционный контроль проводят с целью оценки соответствия:

- погодных и температурных условий нанесения разметочного материала, а также состояния дорожного покрытия требованиям производителя материала;

- расхода материала (толщины нанесения) и геометрических характеристик наносимой разметки техническим требованиям.

Операционный контроль осуществляет, как правило, подрядная организация. Привлечение специализированных испытательных лаборато-рий подрядная организация может производить с целью отладки режимов нанесения разметки.

Результаты операционного контроля отражают в журнале производства работ, куда включают следующие показатели:

- температура и влажность воздуха;

- тип и состояние поверхности дорожного покрытия;

- температура поверхности дорожного покрытия;

- температура наносимого материала (для термопластиков);

- толщина наносимого слоя материала.

Для проведения операционного контроля рабочие бригады должны быть оснащены следующим оборудованием: термометры (для измерения температуры воздуха, дорожного покрытия, расплава термопластика), гигрометр (для измерения влажности воздуха), штангенциркуль (для измерения толщины толстослойных материалов), гребенчатый толщиномер (для измерения толщины сырого слоя красок), металлические линейка и рулетка (для измерения геометрических характеристик разметки).

6.4 Приемочный и эксплуатационный контроль проводят с целью определения соответствия характеристик нанесенной разметки техническим требованиям, указанным в контрактной документации. Данные виды контроля проводят с привлечением аккредитованной специализированной организации, область аккредитации которой позволяет выполнять испытания и измерения показателей дорожной разметки.

При приемочном контроле определяют следующие показатели:

- фотометрические характеристики: координаты цветности, коэффи-циент яркости, коэффициент световозвращения, коэффициент дневной видимости;

- геометрические характеристики: ширина линии, толщина линии (для толстослойных материалов), длина штрихов и разрывов прерывистых линий.

Коэффициент сцепления колеса автомобиля с линией разметки и с прилегающим к ней дорожным покрытием определяют только при нанесении структурной разметки и использовании фрикционных материалов для поверхностной посыпки линий разметки.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .