Разработка выемок и возведение насыпей

Сентябрь 20, 2011 в Технологические процессы при строительстве

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Разработка выемок и возведение насыпей

6.3.1 При разработке выемок или карьеров в зимних условиях необходимо очищать поверхность экскавации от снега, льда, отепляющих материалов не более чем на одну смену вперед и в дальнейшем, по мере продвижения забоя, непосредственно перед началом разработки грунта. Площадь очистки определяют суточной производительностью землеройной машины при температуре воздуха до -10° С, а при более низких температурах – её сменной производительностью.

6.3.2 Для разработки грунта зимой следует преимущественно использовать экскаваторы с ковшами вместимостью более 1 м3. Если толщина мерзлого слоя не превышает 30 см, то при работе экскаватора с ковшом вместимостью более 1 м3 специального рыхления не требуется. Экскаваторы с ковшами активного действия позволяют разрабатывать грунты, промерзшие на глубину до 50 см. http://xn--90afcnmwva.xn--p1ai/wp-includes/js/tinymce/plugins/wordpress/img/trans.gif

6.3.3 В начале зимы при толщине мерзлого слоя не более 20-25 см возможна разработка грунта скреперами с ковшами вместимостью более 6-6,5 м3 при условии обеспечения их непрерывной работы. Если толщина мерзлого слоя больше указанных значений, его нужно предварительно взрыхлить и удалить бульдозерами.

6.3.4 При промерзании грунта в карьерах или выемках на глубину, превышающую указанную в п.п. 6.3.2 и 6.3.3, его разработка возможна только после подготовки поверхности одним из следующих способов: предохранением грунта от промерзания, рыхлением мерзлого грунта, оттаиванием мерзлого грунта.

6.3.5 Предохранение грунта от промерзания позволяет вообще исключить замерзание поверхности карьера или снизить толщину мерзлой корки до тех пределов, когда для ее разрушения можно применять навесные тракторные рыхлители. Тип базового трактора-рыхлителя следует выбирать в зависимости от глубины промерзания:

Глубина промерзания, м…………………………………… 0,3-0,4        0,5-0,7        0,7-0,8

Необходимое тяговое усилие трактора, ТС……….. 10-12          15-20          20-30

При таких глубинах рыхление ведут путем взламывания мерзлого слоя грунта снизу за один прием (рисунок 6.3). Послойное рыхление мерзлого грунта можно проводить только тяжелыми рыхлителями, смонтированными на тракторах, развивающих тяговое усилие свыше 20 тс.

6.3.6 Для рыхления мерзлого грунта (при глубине промерзания от 0,6  до 1,0 м) можно применять также различное навесное оборудование ударного действия, смонтированное на тракторах, тракторных погрузчиках и экскаваторах, рабочими органами которых служат клиновые рыхлители, погружаемые дизель-молотами, ударными приспособлениями, вибраторами и т.п.

При разработке траншей для рыхления мерзлых грунтов следует применять дискофрезерные машины, баровые машины, роторные и цепные экскаваторы со специальным рабочим оборудованием.

6.3.7 При отсутствии специального рыхлительного оборудования и небольших объемах работ для рыхления мерзлого грунта допускается применять подвешиваемые к стрелам экскаваторов шар и клиномолот. При глубинах промерзания до 0,8-1,5 м используются молоты массой 1,5-3 т, сбрасываемые с высоты до 2-5 м. Параметры удара подбирают такими, чтобы глубина лунки составляла не менее 0,6-0,7 толщины замерзшего слоя.

6.3.8 При больших объемах работ на безопасном удалении от строений и сооружений (линии связи, линии электропередачи и др.) для разработки верхней смерзшейся корки грунта рационально применять взрывание: при глубине промерзания до 1,5 м шпуровой или щелевой методы с закладкой зарядов ниже подошвы мерзлого слоя на 0,2-0,5 от его толщины. При глубине промерзания более 1,5 м целесообразно применять, щелевой или скважинный метод с закладкой зарядов на 20-30 см выше подошвы мерзлого слоя. Величину зарядов устанавливают опытным путем в зависимости от прочности грунтов.

В мерзлых грунтах рекомендуется бурить шпуры при помощи самоходной машины, передвижными буровыми станками, термобурами.

Щели в мерзлом грунте следует нарезать щелерезными машинами фрезерного типа или баровыми машинами.

6.3.9 При разработке мерзлых грунтов забой делят на две смежные захватки, в одной из которых ведут экскавацию взорванного грунта, а другую подготавливают к взрыванию (рисунок 6.4).

6.3.10 Шпуры и скважины располагают в шахматном порядке (рисунок6.5) на расстоянии не более удвоенной толщины мерзлого слоя. Направление бурения шпуров и скважин вертикальное. При рыхлении мерзлой корки в откосе и лобовой части забоя применяют наклонные шпуры, перпендикулярные к поверхности мерзлого слоя. Готовые шпуры и скважины закрывают деревянными пробками длиной 25 см.

6.3.11 Щели нарезаются параллельно на расстоянии 0,8-0,9)м на глубину промерзания. В мерзлых песчаных и почвенных грунтах расстояние между рядами шнуров следует увеличивать на 10%, а в тяжелых грунтах – уменьшать на 10%.

6.3.12 При глубине промерзания грунта до 2 м в шнурах и скважинах следует применять сосредоточенные, а при большей глубине – рассредоточенные заряды. Заряжение щелей производиться через одну щель удлиненными или рассредоточенными зарядами. Для добойки зарядов используют песок, гранулированный шлак, смесь песка с глиной или измельченным талым грунтом. Забойку необходимо выполнять соблюдая меры безопасности.

6.3.13 Метод короткозамедленного взрывания следует применять при любой глубине промерзания грунта. Взрывание ведут строго в соответствии с установленным режимом и графиком работ.

6.3.14 Разрыхленный грунт должен быть убран в течение смены, а при сильных морозах (ниже минус 20°С) в течение 3-4 ч. В связи с этим, при температуре ниже минус 20°С, взрывы рекомендуется производить ежесменно.

6.3.15 Взрывные работы следует поручать только специалисту-взрывнику, имеющему “Единую книжку взрывника”. При взрывных работах необходимо руководствоваться “Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог” (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ) НПО “РОСДОРНИИ”, Москва 1993) и “Единые правила безопасности при взрывных работах ПБ 13-407-01″ (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 января 2001 г. N 3).

6.3.16 Объем разрыхленного грунта должен обеспечивать, беспрерывную работу экскаватора в течение принятого числа смен в сутки. Необходимо следить за равномерной разработкой всей поверхности резервов или карьеров. Во избежание повторного смерзания грунт надлежит разрабатывать, тотчас после его подготовки и вывозить сразу же после его разрыхления.

6.3.17 В отдельных случаях – в стесненных условиях, труднодоступных местах и при незначительных объемах работ (до 50 м3), при невозможности использования других более экономичных способов, допускается оттаивать мерзлые грунты за счет применения того или иного экономически обоснованного способа оттаивания, заносимого в проект организации работ.

Для оттаивания мерзлого грунта применяют огневой способ с использованием твердого (дрова, торф, каменный уголь), жидкого (керосин, мазут) и газообразного топлива. При огневом способе на площади, предназначенной к оттаиванию, устанавливают короба-сегменты, засыпаемые шлаком или слоем грунта толщиной 10-15 см. Твердое топливо сжигается непосредственно в коробе, жидкое и газообразное – в форсунках. Для отогрева грунта могут также применяться поверхностные паровые и водяные регистры, электрические спирали в тепляках и т.д. Время оттаивания грунта на глубину 1-1,5 м определяется способом отогрева и видом грунта и находится в пределах от 10-15 ч. до 30-40 ч.

Несвязные и малосвязные грунты могут быть разморожены горячим концентрированным (20-23)%-ным раствором технического хлористого натрия. Начальный расход раствора принимают в соответствии с таблицей 6.1. Для ускорения оттаивания плохо фильтрующих грунтов горячий раствор соли может нагнетаться через скважины или щели, пробуренные на глубину 0,6-0,7 толщины мерзлого слоя грунта.

6.3.18 Разработка выемок, расположенных на уклоне, должна начинаться с низовой стороны. Отдельные забои располагают с обеспечением постоянного водоотвода от них. При наличии в откосах выемок грунтовых вод должен быть обеспечен водоотвод, осуществляемый при сильных морозах по закрытым утепленным лоткам на расстояние, исключающее образование наледи в рабочей зоне.

6.3.19 В зимних условиях рекомендуется применять автомобили-самосвалы с обогреваемыми кузовами. При наличии обычных автомобилей-самосвалов во избежание примерзания грунта дно и стенки кузовов следует обмазывать изнутри (не реже двух-трех раз в смену) концентрированным раствором технического хлористого кальция или нефтепродуктами (нефть, мазут, отработанное масло). Автомобили-самосвалы, ковшей экскаваторов и скреперов в конце смены и при перерывах в работе полностью очищают от грунта.

6.3.20 Для обеспечения необходимого уплотнения грунта до его смерзания промежуток времени от выемки грунта в карьере до момента его окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать: 2-3 ч при температуре воздуха до минус 10°С; 1-2 ч при температуре воздуха от минус 10 до минус 20°С; 1 ч при температуре воздуха ниже минус 20°С.

При сильном ветре (более 3-4 баллов) эти промежутки времени должны быть уменьшены в 2 раза. При расчете предельной дальности доставки грунта надлежит учитывать следующие соотношения:

Температура воздуха, °С………………………. -5                    -10              -20              -30

Начало смерзания грунта, мин……………… -90                  -60                40               20

В соответствии с этим заранее выбирают по средним климатическим данным места строительства основные элементы технологического процесса по возведению насыпи: состав дорожно-строительного отряда, скорость рабочего потока, длину захваток для уплотнения и т.д.

6.3.21 Мерзлый грунт должен быть равномерно распределен по отсыпаемому слою, нельзя допускать скопления мерзлых комьев в теле насыпи, особенно в ее боковых частях. Излишек мерзлого грунта должен быть удален за пределы насыпи, а крупные мерзлые комья раздроблены до необходимых размеров. Наличие в насыпи включений снега и льда не допускается.

6.3.22 Кавальеры, отсыпанные в зимних условиях, по сравнению с обычными нормами их расположения должны быть отодвинуты от бровки выемки на 1,5 м при высоте кавальера до 2 м и на 2,5 м при высоте кавальера более 2 м.

6.3.23 Для наиболее эффективного использования землеройно-транспортного оборудования и исключения дополнительного рыхления грунта, замерзающего во время перерывов в работе, следует организовать круглосуточную работу машин на сравнительно узком фронте. При вынужденных перерывах в работе вскрытые резервы и выемки должны быть утеплены рыхлением, что позволяет предохранить верхний слой от промерзания на 1- 3 сут (в зависимости от температуры воздуха).

6.3.24 Уплотнять грунты в зимних условиях следует тяжелыми катками или машинами ударного действия. Режим уплотнения надлежит определять методом пробной укатки.

6.3.25 В качестве основных средств уплотнения свежеотсыпанного грунта в зимних условиях следует применять самоходные или прицепные трамбующие машины, решетчатые прицепные катки, прицепные и полуприцепные катки на пневматических шинах массой более 20-25 т.

6.3.26 Для насыпей, возводимых па полную высоту; из глинистых, и также мелкозернистых песчаных грунтов с включением мерзлых комьев необходимо предусмотреть осадку до 3% высоты насыпи.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .