Регламент устройства слоя из асфальтобетонной смеси

Июнь 2, 2012 в разработка технологического регламента

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

__________________________________________________________________

_______«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор

«___»____________2010 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
на устройство верхнего слоя основания и покрытия из асфальтобетонной смеси

на участке км  – км  автомобильной дороги «А».

СТО 05/10

\

г. Москва

2010 год

Содержание:

TOC \o “1-3″ \h \z \u 1…. Область применения.

2…. Перечень нормативной документации, используемой при производстве продукции:

3…. Характеристика производства.

4…. Требования к исходным  материалам и материалам обеспечивающим технологический процесс.

5…. Правила приемки, транспортирования используемых для строительства материалов. 6…. Технология производства работ при устройстве слоя дорожной одежды. 7…. Особенности производства работ по устройству верхнего слоя основания и слоя покрытия из асфальтобетонной смеси в зимний период и при отрицательной температуре. 8…. Требования, предъявляемые к устроенному слою. 9…. Порядок управления несоответствующей продукцией. 10.   Порядок оформления исполнительной документации. 11.   Требования к персоналу, задействованному при устройстве слоя дорожной одежды. 12.   Охрана труда. 13.   Охрана окружающей среды.

1.     Область применения.

Настоящий технологический регламент разработан для производства работ по устройству оснований и покрытий автодорог из асфальтобетонной смеси при строительстве участка км  – км  автомобильной дороги «А» согласно Государственного контракта № от.2008 г. ООО «С» является Генеральным подрядчиком. Юридический адрес: Технологический регламент по устройству оснований и покрытий автодорог из асфальтобетонной смеси разработан в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, язателен при производстве работ по устройству верхнего слоя основания из асфальтобетонной смеси ООО «С». В основу технологического регламента положены следующие исходные данные: покрытие толщиной 5 см из плотной горячей мелкозернистой асфальтобетонной смеси тип Б марки II и верхний слой основания толщиной 8 см из пористой горячей крупнозернистой смеси марки II. Технологическим регламентом не учтены работы по доставке материалов, механизмов и оборудования на строительную площадку. Технологический регламент разработан лабораторной службой и техническими службами главного инженера ООО «С».

2. Перечень нормативной документации, используемой при производстве продукции:

Таблица 1.

№ п/п Наименование нормативной документации Дата введения Срок действия
1 2 3 4
1. Нормативная документация, регламентирующая качественные показатели исходных материалов, устроенного слоя.
1 СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги». 01.01.87 г. Действует
2 СНиП 3.06.03-85* «Автомобильные дороги». 01.01.86 г. Действует
3 ГОСТ 9128-97* «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия». 29.04.98 г. Действует
44 Пособие к СНиП 3.06.03-85* «Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов». 01.01.91 г. Действует
55 Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий. 18.04.2003 г. Действует
2. Нормативная документация, регламентирующая методы испытаний и контроля
1 ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» 01.01.91 г. Действует
2 ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Метод измерения неровностей оснований и покрытий». 01.01.97 г. Действует
3 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». 01.01.86 г. Действует
4 ГОСТ 12801-98* «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного покрытия. Методы испытаний». 01.01.99 г. Действует
55 Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий. 18.04.2003 г. Действует
3. Нормативная документация, регламентирующая процессы производства (СНиП, СТО и др.)
1 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». 01.01.86 г. Действует
2 Пособие к СНиП 3.06.03-85* «Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов». 01.01.91 г. Действует
3 ТР 103-07 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона». 01.07.2007 г. Действует
4 ВСН 5-81 «Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений». 01.10.83 г. Действует
5 СТО 04/10 ООО «С» «Технологический регламент на производство асфальтобетонной смеси для устройства верхнего слоя основания и покрытия на участке км 863 – км 926 ФАД «А». Действует
6 СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве». 01.07.85 г. Действует
4. Общие нормативные документы (в т.ч. по охране труда, экологии и др)
1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». 01.09.01 г. Действует
2 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Общие требования». 01.01.03 г. Действует
3 ВСН 8-89 «Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». 01.01.90 г. Действует
4 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» 30.06.03 г. Действует
5 ВСН 37-84 «Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» 01.10.85 г. Действует

2.    Характеристика производства.

Настоящий технологический регламент включает следующие виды работ: -Подготовка основания. -Розлив вяжущего материала на слой основания из щебёночно-песчаной смеси С-5. -Устройство верхнего слоя основания толщиной 8.0 см из горячего пористого крупнозернистого асфальтобетона марки 2. -Розлив вяжущего материала на слой асфальтобетонного основания. -Устройство слоя покрытия толщиной 5.0 см из горячего мелкозернистого плотного асфальтобетона тип Б марки 2. До начала работ необходимо: -Закончить работы по устройству основания; -Провести инструментальные разбивочные работы на участках; -Обеспечить надлежащую освещенность в местах работы бригады (при необходимости); -Организовать планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; -Установить дорожные знаки и оградить участки работ.

3. Требования к исходным  материалам.

Нормативные требования к исходным материалам(сырью) и материалам, обеспечивающим технологический процесс. Таблица 5.

№ п/п Наиме нование материала Поставщик (форма собственности, название, адрес, телефон) Наиме нование показателя Нормативная документация устанав ливающая значения качественных характеристик материалов Нормативное (требуе мое) значение показате ля Норматив ная докумен тация на методы испытаний Среднее значение факти ческого показателя и разброс, период статисти ческого набора
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Исходные материалы (сырье)
Асфальто бетонная смесь горячая крупно зернистая пористая марки II. Температура смеси. Зерновой состав. Содержание битума. Водонасыще ние. Пористость минеральной части. Остаточная пористость. Сцепление битума с минеральной частью смесей. Удельная эффективная активность естественных радио нуклидов ГОСТ 9128-97* ГОСТ 9128-97*, рецепт. ГОСТ 9128-97*, рецепт. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. от 140°С до 150°С таблица 2 ГОСТ 9128-97*, рецепт. прилож. Г ГОСТ 9128-97*, рецепт. св.5,0% до 10,0% не более 23 %. св.5,0% до 10,0% не менее удовлет ворительно. до 1500 Бк/кг ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 9128-97*. от 140°С до 150°С таблица 2 ГОСТ 9128-97*, рецепт. прилож. Г ГОСТ 9128-97*, рецепт. св.5,0% до 10,0% не более 23 %. св.5,0% до 10,0% хорошо. до 1500 Бк/кг
Горячая асфальто бетонная смесь мелко зернистая плотная тип Б марки II. Температура смеси. Зерновой состав. Содержание битума. Водонасыще ние Предел прочности при сжатии при температуре: 50°С 20°С 0°С Водостойкость Пористость минеральной части. Остаточная пористость. Водостойкость при длительном водонасыще нии. Водостойкость при длительном водо насыщении в течении 30 суток. Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при 50°С. Сцепление битума с минеральной частью смесей. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов. ГОСТ 9128-97*, ГОСТ 9128-97*, рецепт. ГОСТ 9128-97*, рецепт. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. ГОСТ 9128-97*. от 140°С до 150°С таблица 3 ГОСТ 9128-97*, рецепт. прилож.Г ГОСТ 9128-97*, рецепт. от 1,5% до 4,0% не менее 0,9 МПа не менее 2,2 МПа не более 10,0 МПа не менее 0,90 не более 19% св.2,5% до 5,0%. не менее 0,85 не менее 0,90 не более 0,18 не менее удовлетворительно. до 1500 Бк/кг ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 12801-98*. ГОСТ 9128-97*. от 140°С до 150°С таблица 3 ГОСТ 9128-97*, рецепт. прилож.Г ГОСТ 9128-97*, рецепт. от 1,5% до 4,0% не менее 0,9 МПа не менее 2,2 МПа не более 10,0 МПа не менее 0,90 не более 19% св.2,5% до 5,0%. не менее 0,85 не менее 0,90 не более 0,18 хорошо. до 1500 Бк/кг

3.                Правила приемки, транспортирования используемых для строительства материалов.

Доставка асфальтобетонной смеси к месту укладки производится в автомобилях – самосвалах оборудованных устройствами для подогрева кузовов и устройством по укрытию перевозимой смеси и имеющих подъемное устройство кузовов, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова автомобиля – самосвала. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом – при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах воздуха – более 15 мин. При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль – самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик  подвигается к автомобилю – самосвалу, пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля.  Асфальтоукладчик двигает автомобиль впереди себя до тех пор, пока он не освободится от смеси. При выгрузке смеси бункер асфальтоукладчика должен быть равномерно заполнен. Перед загрузкой смеси стенки приемного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны. Для обеспечения полного освобождения бункера последняя отделяется от него и перемешивается с горячей смесью, находящейся в бункере. Для обеспечения полного освобождения бункера от смеси предусматривается подъем боковых стенок бункера. Расчет потребности автосамосвалов выполняют под сменное задание в зависимости от дальности транспортировки и нормы выработки на 1 автомобиль, и определяется по формуле: Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна устанавливаться из условия обеспечения температуры при укладке, указанной в таблице 5. Таблица 5 – Температура смеси в начале уплотнения.

Вид смеси Марка битума Температура смеси в начале уплотнения, °С
Плотная горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь тип Б марки II, пористая горячая крупнозернистая смесь марки II БНД 90/130 120 – 160

Доставка асфальтобетонной смеси должна быть ритмичной. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом – при перерыве в работе более 30 минут, при пониженных температурах воздуха – не более 15 минут. Асфальтоукладчик при этом, выдвигается вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.

4.

Технология производства работ при устройстве слоя дорожной одежды.

Таблица 7 – Технологическая схема на строительство слоев из асфальтобетонной смеси.

Наименование операции
Наименование операции
Наименование операции
1
2
3
4
1
Подготовка нижележащего слоя.
Основание очищают поливомоечной машиной, оборудованной
механической щеткой от пыли и грязи (продольными проходами автомобиля от оси к кромке проезжей части) и делают предварительную разбивку, которая должна обеспечивать требуемую толщину и ширину покрытия.
2
Розлив вяжущего материла.
Основание очищают поливомоечной машиной, оборудованной механической щеткой от пыли и грязи (продольными проходами автомобиля от оси к кромке проезжей части) и делают предварительную разбивку, которая должна обеспечивать требуемую толщину и ширину покрытия.
3
Установка копирной струны.
Сначала вдоль полотна забивают нивелирные колышки , которые
служат отметкой от которой
измеряется высота установки струны,
а в плане струны устанавливаютя точно над колышками. В продольном направлении расстояние между колышками принимают равным 15-17м, в поперечном 5,75-8,75м. Стойки  в сборе с поперечеными штангами ставят на внешней стороне
от линии расположения колышков на расстоянии 30 см. Перемещением струбцины  по стойке и попереченой штанги в
струбцине добиваются такого положения, чтобы прорезь для струны находилась точно над центром колышка и на 6 мм выше принятой высоты установки струны. Высоту расположения прорези измеряют линейкой, а совмещение прорезей со створом нивелирных колышков проверяют по теодолиту. После установки стоек производят
натяжение струн. Высота установки струны над верхом нивелирного колышка должна составлять не менее 30 см и не более 125 см.
1
2
3
4
4
Прием смеси и ее распределение.
Дорожный рабочий подает сигнал на подход автосамосвала, принимает асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера машинист питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределительная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси дорожный рабочий подает сигнал на отход автомобиля.
5
Исправление дефектных мест.
Если есть дефектные места, их немедленно исправляют. Дорожный рабочий слегка взрыхляет граблями дефектные места. Двое дорожных рабочих  лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность гладилкой.
6
Уплотнение
покрытия.
Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20-30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1.5-2 км/ч, а после 5-6
проходов по одному следу ее нужно увеличивать: для катков на пневмошинах в пределах 5-8 км/ч,
для тандемных катков 2-3 км/ч. Ориентировочное количество проходов катка по одному следу 15-20.
7
Обработка кромок асфальто
бетон-
ного
покрытия.
Дорожные рабочие обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубают асфальтобетон, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом)
8
Отделка поверхности покрытия
Дорожные рабочие выполняют
работы по отделке швов на сопряжениях полос; отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон.

До начала работ необходимо:

  • Закончить работы по устройству основания, а именно:

Нижележащий слой должен быть хорошо уплотнен, полностью закончен и принят представителем технической инспекции.

Перед устройством конструктивных слоев из асфальтобетонной смеси нижележащий слой очищают от пыли и грязи автомобильной щеткой за 1-2 прохода по одному следу. Если этих мер недостаточно, нижний слой промывают водой при помощи поливомоечной машины и полностью просушивают.

  • Провести инструментальные разбивочные работы на участках, а именно:

Работы выполняются, руководствуясь СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве». Точность выполнения всех операций по установке копирных струн является важнейшим условием обеспечения хорошего качества работ укладчика.

Струны устанавливают с одной стороны ряда. Высота установки струны над верхом основания составляет 45см. Длина участка с установленными копирными струнами соответствует сменной производительности АБЗ и составляет:

-          для верхнего слоя основания – 800 м

-          для покрытия – 1000 м

При установке струн выполняют следующие операции:

-                                    устанавливаются нивелирные колышки (рейки);

-                                    устанавливаются стойки с поперечными штангами (кронштейнами);

-                                    натягивается копирная струна;

-                                    контролируется качество установки копирной струны.

Установленные нивелирные колышки служат одновременно и высотными реперами, от которых измеряется высота установки струн, и точками, обозначающими линию струны в плане, так как струны размещают точно над нивелирными колышками. В продольном направлении расстояние между стойками принимается равным 10м.

Высотная разбивка ведется как в поперечном, так и в продольном направлении.

После установки стоек производится натяжение струны и ее окончательно выправляют в плане и профиле.

  • Обеспечить надлежащую освещенность в местах работы бригады, а именно:

Работы по устройству конструктивных слоев ведутся в светлое и в темное время суток. При недостаточном естественном освещении или его отсутствии применяются штатные осветительные приборы, установленные на дорожно-строительной технике, а так же используется дополнительное  искусственное освещение строительной площадки для эффективной и безопасной работы по устройству слоев основания и покрытия.

  • Организовать планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, а именно:

Заправку и смазку машин и механизмов производят на месте производства в начале смены.

  • Установить дорожные знаки и оградить участки работ.

Работы следует выполнять, руководствуясь ВСН 37-84 «Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ». Временные знаки и ограждения устанавливаются в соответствии с утвержденными схемами организации движения согласованными в ГИБДД Амурской области.

Перед укладкой горячей асфальтобетонной смеси нижний слой покрытия обрабатывают битумной эмульсией марки ЭБК -1 или битумом марки БНД 90/130, нагретым до температуры 130 – 150 °С. Розлив выполняют за 1-6 часов до начала укладки. На обработку 1м2 нижнего слоя основания расход битума составляет 0.5-0.8 л (битумной эмульсии 50% концентрации – 0.6-0.9 л), верхнего слоя основания – битума 0.2-0.3 л (битумной эмульсии – 0.3-0.4 л). Розлив битума или эмульсии осуществляется равномерно. Не допускается скопление битума в отдельных местах, образование наплывов и сгустков битума, пропуски в розливе. Обработку нижнего слоя вяжущим исключается, если интервал времени между устройством верхнего слоя основания и покрытием составляет не более 2 суток и отсутствовало движение построечного транспорта.

Для исключения переезда автомобилей-самосвалов через край ранее устроенного верхнего слоя основания из крупнозернистой асфальтобетонной смеси и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь. При продольном уклоне более 30 ‰ асфальтобетонная смесь укладывается снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).

Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиком Vogele Super 1800-2 с активными уплотняющими рабочими органами (трамбующий брус и виброплита), при скорости укладки 2-6 м/мин. Уплотняющие рабочие органы работают в режиме: частоте оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.

В труднодоступных местах при небольших объемах работ допускается укладка смеси вручную. Распределение асфальтобетонной смеси, находящейся в бункере асфальтоукладчика производится при ее температуре не ниже 120 °С.

Длина захватки укладчика для работы первого и последующих катков должна устанавливаться с учетом скорости или времени охлаждения смеси и способности катка полностью ее уплотнить за время подготовки (раскладки) укладчиком новой захватки аналогичной длины.

При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль-самосвал останавливается за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик подвигается к автомобилю-самосвалу, пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля. Асфальтоукладчик двигает  автомобиль-самосвал впереди себя до тех пор, пока не освободится от смеси. Разгрузка смеси с автосамосвала в укладчик производится без остановки асфальтоукладчика, равномерно, без рывков. При выгрузке смеси бункер асфальтоукладчика должен быть равномерно заполнен.

Перед загрузкой смеси стенки приемного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны.

В случае просыпания асфальтобетонной смеси перед гусеницами асфальтоукладчика, смесь убирается, особенно с места прохода гусениц или колес укладчика.

При непродолжительных перерывах в доставке смеси последнюю не рекомендуется полностью вырабатывать из бункера асфальтоукладчика (во избежание остывания питателя и затвердевания на нем смеси).

При укладке асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком толщина укладываемого слоя на 10-15% превышает проектную, а при укладке вручную (в местах не доступных для асфальтоукладчика) – на 25-30%.

Укладка смеси ведется двумя или одним асфальтоукладчиком в две и три полосы. За 15-20 минут до начала укладки машинист включает устройство для разогрева выглаживающей плиты. Далее производится установка асфальтоукладчика на исходную позицию, опускается  выглаживающая  плита и  устанавливаются толщины слоя по каждой стороне укладчика и величина поперечного уклона.

При раскладке смеси в случае избытка ее между шнеками и трамбующим брусом (переполнение шнековой камеры) должна срабатывать система автоматического контроля и выключения питателя. При отсутствии автоматики количество подаваемой смеси регулируется заслонкой.  Отделку покрытия, обработку кромок и сопряжение полос (швов) производят дорожные рабочие. Для обеспечения лучшего сцепления в месте стыка ранее уложенного и укладываемого асфальтобетона шов смазывают нагретым вязким битумом. При проходе асфальтоукладчика величина нахлеста по соседней уложенной полосе не должна превышать 2-5 см и  толщиной  0.5-1см (запас на уплотнение).

Отделка покрытия заключается в устранении излишней пористости путем просеивания асфальтобетонной смеси и затирки пор продуктами просеивания (мелочь). Отдельные места с недоброкачественной поверхностью или смесью, а также  выступивший на поверхность покрытия битум,  вырубаются и заделываются смесью из бункера асфальтоукладчика. Все доводочные планировочные работы производятся квалифицированными рабочими или бригадиром с помощью легкой металлической гладилки, шириной 0,8-0,9 м с удлиненной ручкой.

Длина захватки укладчика для работы первого и последующих катков должна устанавливаться с учетом скорости или времени охлаждения смеси и способности катка полностью ее уплотнить за время подготовки (раскладки) укладчиком новой захватки аналогичной длины. Оптимальной длиной захватки для работы комплекса по укладки асфальтобетонной смеси составляет 130-150 м. При данной длине захватки обеспечивается безопасная и эффективная работа по устройству слоев

Уплотнение асфальтобетонной смеси следует начинать при температуре смеси не выше 130°С, при которой не образуются деформации в процессе укатки.

Для уплотнения асфальтобетонной смеси применяются самоходные катки на пневматических шинах модели GRV-15, гладковальцовые – моделей HD-110 и HD-90K. Техническая характеристика катков приведена в таблице 4.

Надлежащее уплотнение смеси в покрытии катками может быть достигнуто в том случае, если каждый этап укатки будет выполнен в операционных температурных интервалах смеси, приведенных в таблице 8.

Таблица 8 – Температурные режимы при уплотнении асфальтобетонных слоев

Этап уплотнения смеси в покрытии Температура смеси, °С
начало конец
предварительный 125-130 105-110
основной 105-110 85-90
окончательный 85-90 70-75

Примечание: Температура начала укатки на последующем этапе соответствует                                       окончанию работ на предыдущем этапе.

В процессе уплотнения слоя катки двигаются по укатываемой полосе от ее краев к оси дороги, а затем от оси к краям, перекрывая каждый след на 20-30 см. При устройстве сопряженных полос вальцы катка при уплотнении первой полосы находятся от кромки сопряжения на расстоянии не менее 10 см. При уплотнении второй полосы первые проходы выполняются по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. При заезде на свежеуложенную полосу катки двигаются ведущими вальцами вперед, что исключает образование волны перед вальцом.

Для обеспечения ровности покрытия в процессе уплотнения, катки начинают движение и изменяют направление по свежеуложенному слою плавно (без рывков). Запрещается останавливать каток на горячем недоуплотненном асфальтобетонном покрытии.

Для предотвращения прилипания асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью воды с керосином (1:1).

В процессе уплотнения после двух-трех проходов первого катка проверяется поперечный уклон и ровность покрытия трехметровой рейкой с приспособлением для фиксации неровностей.

Выявленные дефекты немедленно устраняются: в заниженные места добавляется смесь, завышенные – разрыхляются граблями, а излишки смеси убираются лопатой. В случае обнаружения при первых проходах катков участков с пористой поверхностью и с нарушенной сплошностью слоя  - такие участки исправляются, определяются причины их возникновения и учитываются при последующей работе.

Во избежание раскатывания смеси в конце укатываемой полосы помещается упорная доска.

Укатку заканчивают, когда после прохода тяжелого катка на поверхности не остается заметного следа. Окончательное заключение о степени уплотнения смеси дает лаборатория после испытания взятых проб из укатанного  асфальтобетона

Все работы производятся в соответствии с «Правилами по технике безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», – М., »Транспорт», 1988г., а также в соответствии со СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

Таблица 9 – Перечень основного технологического оборудования, используемого при производстве.

№п/п Номер позиции на техно
логической схеме
Наименование основного технологического
оборудования
Модель, тип, марка, ГОСТ, ТУ, СТО или другой документ Краткая техническая характеристика При
мечания
1 2 3 4 5 6
1 1 Поливомоечная машина КО-806-01. КО-806-01, КамАЗ-43253-А3, 2008 г. год выпуска-2008, мощность 204 л.с.,масса  12000кг,
объём емкости 6 м?
2 2 Автогудронатор ДС 142 Б ДС 142 Б, КамАЗ-65115, 2010 г. год выпуска-2010, мощность  225 л.с.,масса  12000кг
3 4 Автосамосвал
Асфальтоукладчик  Vogele Super 1800-2
КамАЗ 6520,2004Vogele Super 1800-2 год выпуска-2004, мощность  320 л.с.,масса  15000кг
год выпуска-1997, мощность 300 л.с.,масса  26000кг, вместимость бункера 17000 кг
4 6 Каток дорожный самоходный
Каток дорожный самоходныйКаток дорожный самоходный
НАММ НD110,2008НАММ НD90К,2008
НАММ GRV15,2008
год выпуска-2008, мощность 136  л.с.,масса  10500кг,
год выпуска-2008, мощность 136 л.с.,масса  8500кг,год выпуска-2008, мощность 116 л.с.,

масса  11680кг,

5 7 Нарезчик швов FS-309 год выпуска-2008,

5.     Особенности производства работ по устройству верхнего слоя основания и слоя покрытия из асфальтобетонной смеси в зимний период и при отрицательной температуре.

Для обеспечения качества строительства верхнего слоя основания и покрытия из асфальтобетона при пониженных температурах воздуха, необходимо соблюдать соответствующие правила производства работ. Периодом  с пониженными температурами воздуха считается время года, когда температура воздуха во время производства работ по устройству слоев дорожной одежды из асфальтобетона ниже требуемых: весной – ниже +5°С, осенью – +10°С.

В условиях пониженных температур воздуха происходит интенсивное охлаждение горячей асфальтобетонной смеси, особенно после ее укладки асфальтоукладчиком на холодной основание слоем небольшой толщины. За счет теплообмена с окружающим воздухом, с основанием, и с вальцами катков, этот слой быстро охлаждается, поэтому необходимо организовать непрерывную и высокопроизводительную работу по укладке и уплотнению смеси, чтобы обеспечить требуемый коэффициент уплотнения (не менее 0,98 для крупнозернистого пористого а/б и не менее 0,99 для плотного тип Б а/б) и сцепление асфальтобетона с нижележащим слоем.

При строительстве слоев дорожной одежды из а/бетона при пониженных температурах воздуха необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных как на снижение тепловых потерь и интенсивности охлаждения горячей асфальтобетонной смеси, так и на обеспечение нормальной работы АБЗ и других средств механизации, на организацию бесперебойной доставки смеси, на особенности технологии укладки и уплотнения.

Подгрунтовку основания необходимо осуществлять жидким битумом марки СГ 70/130 по ГОСТ 11985, нагретым до температуры 130 – 150 °С, не позднее чем за 2 – 3 часа до устройства асфальтобетонного покрытия.

При отсутствии жидкого битума промышленного производства его приготавливают на АБЗ разжижением вязкого битума дизельным топливом марок А, З или керосином для технических целей в количестве 15 – 20 % от массы битума.

Обработка поверхности основания битумом должна осуществляться с нормой расхода 0,3 – 0,4 л/м?.

Перед работой в условиях пониженных температур необходимо подготовить асфальтобетонные заводы, асфальтоукладчики и катки в соответствии с действующими инструкциями для работ в зимних условиях

При подборе состава асфальтобетона следует ориентироваться на смеси с повышенным содержанием битума. Соответственно следует придерживаться нижних пределов показателей остаточной пористости и водонасыщения асфальтобетона.

Для уплотнения асфальтобетона до требуемой величины коэффициента уплотнения необходимо обеспечить температуру смеси, доставленной к месту укладки не ниже указанных ниже.

Толщина
слоя из а/б, см
Минимальная температура смеси в момент доставки к асфальтоукладчику, °С, при температурах воздуха
+10°С +5°С 0°С -5°С -10°С
5 140 140 145 150 155
150 150 155 160 -
10 130 130 135 140 145
135 135 140 145 150
Примечание: над чертой – при скорости ветра до 6 м/с, под чертой – свыше 6 м/с.

Уплотнение укладываемого слоя из асфальтобетонной смеси трамбующим брусом асфальтоукладчика осуществляется в режиме 1700 об/мин, виброплитой – 60 Гц.  Скорость укладки устанавливается в пределах 1,5 – 2,0 м/мин. При укладке асфальтобетонной смеси температура смеси в шнековой камере укладчика должна быть не ниже 140 – 145°С. Уплотнение асфальтобетонной смеси катками необходимо осуществлять в температурном режиме от 140 – 70°С. При уплотнении асфальтобетонной смеси пневмоколесные катки должны быть пригружены до максимальной массы (20-24 т), а давление в шинах поднято до 0,8 МПа. Во избежание остывания шин пневмоколесного катка он постоянно должен находиться на горячем покрытии.

При уплотнении слоя из асфальтобетонной смеси за асфальтоукладчиком применяют сразу два гладковальцовых (тандемных) катка по схеме «бок о бок», за которыми по той же схеме работают два пневмоколесных катка. Вместо гладковальцовых катков могут быть использованы катки комбинированного действия.

После первого двойного прохода катки должны сместиться так, чтобы при втором проходе была полностью охвачена вся ширина уплотняемой полосы укладки.

Каждый каток выполняет 14 – 16 проходов по одному следу (4 – 5 в статическом режиме, 3 – 4 в вибрационном с большой амплитудой, 7 в вибрационном с малой амплитудой).

Скорость движения гладковальцового катка должна быть в пределах 2 – 3  км/час; катка комбинированного действия 2 – 3 км/час, пневмоколесного 6 – 8 км/час.

Захватки уплотнения при минусовой температуре окружающего воздуха должны быть не более 30 м.

При выпадении атмосферных осадков работы по устройству слоев из асфальтобетонной смеси должны быть прекращены.


6.     Требования, предъявляемые к устроенному слою.

Таблица 11

№п/п Наименование продукции в соответствии с НД Наименование показателя свойств продукции Нормативная документация устанавливающая значения  качественных характеристик продукции Нормативное (требуемое) значение показателя Нормативная документация на методы испытаний
1 2 3 4 5 6
Верхний слой основания из асфальто
бетонной смеси крупнозернистой пористой марки II.
Высотные отметки по оси. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10% результатов могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±20 мм, остальные – ±10 мм СНиП
3.06.03-85«Автомобильные дороги».
Ширина основания. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 см, остальные – до ± 10 см СНиП
3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Толщина слоя СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 мм, остальные – до ± 10 мм СНиП
3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Поперечные уклоны. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до 0,015, остальные – до ± 0,005. СНиП
3.06.03-85 «Автомобильные дороги». ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильныеи аэродромы. Метод

измерения неровностей оснований и покрытий».

Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м). СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 5 % результатов определений могут иметь значения просветов в пределах до 10 мм, остальные – до 5 мм СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Метод измерения неровностей оснований и покрытий».
Качество (коэффициент)уплотнения СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». 0,98 ГОСТ 12801-98* «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного покрытия. Методы испытаний».
1 2 3 4 5 6
Покрытие из асфальтобетонной смеси мелкозернистой плотной тип Б марки II. Высотные отметки
по оси.
СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10% результатов могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±20 мм, остальные – ±10 мм СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Ширина основания. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 см, остальные – до ± 10 см СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Толщина слоя СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 мм, остальные – до ± 10 мм СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Поперечные уклоны. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 0,010 до 0,015, остальные – до ± 0,005. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Метод измерения неровностей оснований и покрытий».
Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м). СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Не более 5 % результатов определений могут иметь значения просветов в пределах до 10 мм, остальные – до 5 мм СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Метод измерения неровностей оснований и покрытий».
Качество уплотнения СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». 0,99 ГОСТ 12801-98* «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного покрытия. Методы испытаний».


Организация системы контроля качества при устройстве слоя дорожной одежды (схемы входного, операционного и приемочного контроля).

Контроль качества осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и настоящим технологическим регламентом.

Перед устройством верхнего слоя основания проверяется ровность, плотность, чистоту основания и качество обработки битумным вяжущим.

Перед началом работ по устройству верхнего слоя основания и покрытия из асфальтобетонной смеси проверяются режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин  и устанавливаются требуемые скорости укладки и частоты колебаний трамбующего бруса асфальтоукладчика.

В процессе работы асфальтоукладчика в заданном режиме определяется коэффициент уплотнения слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и катков.

В процессе работы асфальтоукладчика контролируется параметры работы его уплотняющих органов.

Степень уплотнения асфальтобетонных смесей определяется по результатам испытания образцов, отобранных из укладываемого слоя через 1 – 3 суток после их уплотнения на расстоянии не менее 1 м от края.

В процессе устройства  слоя из асфальтобетона и в период его формирования контролируют:

а) температуру смеси на всех стадиях устройства верхнего слоя основания и покрытия (за поступающей смесью температура начала укатки, при установлении зоны работы на каждом этапе уплотнения);

б) ровность и равномерность толщины укладываемого слоя с учетом коэффициента уплотнения, ровность кромки;

в) режим уплотнения;

г) качество поперечных и продольных сопряжений полос;

д) соответствие поперечного и продольного уклонов проекту.

При контроле проверяется: ширина слоев и сцепления их с нижележащим слоем, коэффициент уплотнения, показатели свойств асфальтобетона.

Ширину и поперечный профиль проверяют через 100 м. Ровность поверхности в продольном и поперечном направлении проверяют через 20-50 м. Замеры проводятся параллельно  оси дороги на расстоянии 0,5 -1,0 м  от кромки.

Независимо от указанных в накладной данных, на месте работ в каждой машине проверяется температура смеси, которая должна быть 120-160°С. На месте работ производят следующие визуальные проверки показателей смеси и ее составляющих:

Качество перемешивания – не должно быть минеральных частиц, не покрытых битумом.

Однородность смеси – крупные фракции должны быть равномерно распределены по всей массе смеси.

Консистенция смеси – асфальтобетонная смесь должна иметь форму несколько оплывшего конуса. Конус без признаков оплывания свидетельствует о недостатке в смеси битума. Расплывшаяся по всему кузову автомобиля смесь свидетельствует об избытке битума. В этих случаях смесь непригодна к укладке в конструктивный слой. Возможные недостатки смеси, доставляемой с АБЗ, и способы их устранения приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Недостатки смеси и способы их чстранения

№ п/п Возможные недостатки Причины их возникновения Способы устранения или предотвращения
1 2 3 4
1 Комья, трудно разбиваемые, несмотря на высокую температуру смеси. Недостаточное переме- шивание или применен влажный минеральный порошок. Указать АБЗ о контроле качества минерального порошка и о раздельном перемешивании сначала сухого замеса, затем с битумом.
2 Смесь трудно укладывается. Низкая температура смеси, избыток минерального порошка или недостаточное перемешивание. Указать АБЗ: повысить температуру смеси, проверить работу дозировочно­го узла, раздельно перемешивать смесь сначала сухого замеса, затем с битумом.
3 Смесь дымится (синий дымок над смесью). Смесь перегрета выше 180°С Сообщить на АБЗ о необходимости отрегулировать температурный режим. Смесь для верхнего слоя применять нельзя.
4 Смесь дымится (серый дымок над смесью). Избыточная смазка кузова Сообщить на АБЗ о том, чтобы смазку наносили более тонким слоем.
5 Глянцевая пленка на поверхности смеси (в кузове автомобиля). Расслоение смеси при перевозке или недостаточное перемешивание. Несколько увеличить продолжитель­ность перемешивания, если не имеется накопительного бункера на АБЗ.

В случае несоответствия смеси требованиям  – смесь отбраковывается, актируется мастером (или прорабом) и не используется для устройства верхнего слоя основания и покрытия

Проверка ровности поверхности асфальтобетона выполняется мастером  в течение рабочей смены 3 метровой рейкой в местах поперечных и продольных сопряжений швов, остановок асфальтоукладчика после предварительного уплотнения, двух проходов катков, контролируется основание перед гусеницами асфальтоукладчика в случае просыпания смеси при выгрузке автосамосвалов или попадание посторонних предметов своевременно убирается.

Проверяется состояние катков перед началом смены. Они должны соответствовать заводским техническим параметрам и исправны, с установленным балластом, на вальцы должна быть навешана мешковина или полоска дорнита для равномерного смачивания водой. Для уменьшения расхода воды, она должна быть обработана мыльным раствором – 1 %.

7.     Порядок управления несоответствующей продукцией.

Несоответствия выявляются при контроле производственных процессов.

Виды несоответствий:

-замечания заказчика;

-не выполнение установленных целей в области качества;

-несоответствия,  выявленные по результатам мониторинга и измерений процессов;

-несоответствия по обеспечению техникой и механизмами, средствами измерений (поддержание в рабочем состоянии, ремонт, поверки, технические осмотры);

Блок-схема по управлениюнесоответствующей продукцией.

Таблица 14 – управлению несоответствующей продукцией.

вход

ДействияОбнаружение несоответствия

Ответственный Соисполнитель Запись, документ
1 2 3 4
1

1.Идентификация несоответствия

Начальник участка, мастер, инженер лаб., начальник лаборатории исполнитель
2

2.Регистрация факта несоответствия

Начальник участка, мастер, инженер лаб., начальник лаборатории исполнитель Запись в журнале производ. работ, журнал входного контроля
3

3.Разработка мероприятий

Начальник участка, начальник лаборатории, главный инженер исполнитель План мероприятий
4

4.Определение ответственного исполнителя

Генеральный директор, зам. генерального директора по производству, главный инженер исполнитель
5
7

5.Исправление

Начальник участка, начальник лаборатории исполнитель
6. Проверка

6
Заместитель ген. директора по произв., главный инженер, начальник лаборатории исполнитель
выход

7. Корректирующие действия

Начальник участка, начальник лаборатории исполнитель Запись в журнале производ. работ, приказ, протокол, АКТ

Входные данные: Обнаруженные несоответствия.

Ответственным за работу с несоответствиями входящих в группу «несоответствия» является руководитель структурного подразделения.

Цель  достигается  при решении следующих задач:

  • несоответствующая продукция оперативно выявляется, и делаются необходимые действия по устранению несоответствия;
  • определяется возможность дальнейшего использования несоответствующей продукции;
  • предупреждается повторное возникновение несоответствия.

Идентификация.

Продукция,  подозреваемая в несоответствии установленным требованиям, подлежит немедленной идентификации.  Несоответствующий строительный материал фиксируется в журнале входного контроля  и составляется АКТ несоответствия.

Решение о несоответствии продукции принимается лицом, контролирующим производственный процесс (мастером, прорабом, начальником участка, начальником строительной лаборатории).

Регистрация несоответствий

Все выявленные несоответствия с указанием  источника (НТД, документ, пункт ГОСТ Р ИСО 9001) регистрируются (Журнал производства работ, журнал входного контроля)

Разработка мероприятий

По  выявленному несоответствию разрабатываются мероприятия (если это необходимо) по устранению несоответствий с указанием ответственного исполнителя за реализацию мероприятий и сроков устранения.

Ответственными за разработку, реализацию мероприятий и сроки по устранению несоответствий является начальник участка.

Определение ответственных исполнителей

Ответственным по принятию мер по устранению выявленного несоответствия является начальник  подразделения, отдела или начальник участка.

Ответственный за разрешение использования или применения данной продукции с санкции уполномоченных на то лиц (генеральный директор, главный инженер, заместители генерального директора по производству) начальник строительной лаборатории, начальник участка.

Ответственным за принятие мер по исключению использования или применения данной продукции по ее первоначальному предназначению являются генеральный директор и заместители генерального директора по производству.

Исправление несоответствий

Все выявленные несоответствия  анализируются, устанавливаются причины возникновения несоответствий. В зависимости от характера несоответствия принимается одно из следующих решений:

продукция относится к другому более низкому сорту и реализуется в таком качестве;

подвергается дополнительной обработке (ремонту, исправлению) и при положительном результате после приёмочного контроля реализовывается как соответствующая;

утилизирована, т.е. переработана для использования в технологическом процессе, либо для реализации в качестве вторичного сырья;

ликвидирована.

Персональная ответственность за управление продукцией, не соответствующей     установленным требованиям, возлагается на начальников участков.

Проверка

После выполнения всех мероприятий по устранению несоответствий проводится проверка продукции.

Ответственность по обнаружению и исправлению несоответствий возлагается на  лиц принимающих продукцию или работу  после исправления (начальник лаборатории, начальник участка, заместители генерального директора по производству).

Корректирующие  действия

Для предупреждения повторного возникновения несоответствий, разрабатываются корректирующие  действия. После реализации корректирующих действий проводится контроль и оценка их результативности с учетом произведенных затрат. Ответственный за проведение корректирующих действий является начальник участка.

Составление отчета по несоответствиям за отчетный период.

Один раз в год  начальник участка, начальник лаборатории предоставляют сведения обо всех зафиксированных несоответствиях в свободной форме для составления отчета по несоответствиям за ___ год. Отчет по несоответствиям содержит: количество выявленных несоответствий (по журналу производства работ, результатам внутреннего аудита, процессам производства СМР, журнала входного контроля), количество устраненных несоответствий, количество не устраненных несоответствий. Отчет предоставляется для анализа высшим руководством.

8.      Порядок оформления исполнительной документации.

Весь перечень строительных работ заносится в «Общий журнал работ», согласно формы, приведённой ниже.

9.     Требования к персоналу, задействованному при устройстве слоя дорожной одежды.

Работы по устройству верхнего слоя основания и покрытия из асфальтобетонной смеси выполняются квалифицированным персоналом, прошедшим специальную подготовку и обладающие надлежащими навыками по строительству автомобильных дорог.

Отбор проб из асфальтобетона и испытания вырубок проводятся сотрудниками строительной лаборатории. В данной операции задействовано два сменных инженера лаборатории.

10.           Охрана труда.

К самостоятельной работе на катках, асфальтоукладчиках и других механизмах допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие право управления соответствующим механизмом, признанные годными медицинской комиссией к данной работе, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работы и инструктажи по безопасности труда.

К дорожным работам допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, обученные безопасным методам и приемам работ, прошедшие инструктажи по безопасности труда, имеющие квалификационное удостоверение.

Поступающие на работу дорожные рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасности и охране труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Поступающий на работу машинист должен ознакомиться с правилами внутреннего распорядка организации и условиями работы; правилами пожарной безопасности и производственной санитарии; экологическими требованиями и методами безопасного ведения работ; пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписями инструктирующего и инструктируемого.

Машинисты и водители должны знать инструкции по эксплуатации машин.

Во время работы машинисты должны пользоваться спецодеждой, используя при необходимости средства индивидуальной защиты, в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.

Спецодежда не должна иметь свисающих и развевающихся концов. Обшлага рукавов должны быть застегнуты или завязаны.

Перед началом движения машинист строительной машины, водитель транспортного средства обязан:

- убедиться в отсутствии людей на пути движения строительной машины, автомобиля, а также помех для их движения;

- предупредить находящихся вблизи людей, в каком направлении будет двигаться строительная машина, автомобиль;

- в темное время суток включить освещение строительной машины, автомобиля (габаритные огни и ближний свет фар);

- внимательно осмотреть двигатель и узлы механизма, проверить их исправность и состояние смазки, проверить надежность тормозов, фрикционов управления и в случае необходимости отрегулировать их так, чтобы они легко и быстро включались (тормозные ленты должны притормаживать при легком нажиме на рычаг);

- проверить состояние ограждений вращающихся частей;

- проверить состояние заправки двигателя, а также достаточно ли воды в системе охлаждения.

При движении задним ходом машинист, водитель должен убедиться, что на пути движения нет людей и других помех, или обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом (въездом).

Машинист строительной машины, водитель не должен осуществлять передвижение на механизме, автомобиле с неисправной тормозной системой и рычажным, рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности механизма, автомобиля угрожают безопасности движения.

Машинист строительной машины, водитель должен соблюдать осторожность при:

- движении в стеснённых условиях и ограниченной видимости (между рядами строительных машин, автомобилей и т.п.);

- движении по производственным участкам, где могут работать люди.

При движении строительных машин, автомобилей запрещается нахождение людей на подножках и крыльях строительных машин и автомобилей.

Машинисту строительной машины, водителю автомобиля запрещается без разрешения руководителя участка пользоваться подсобным транспортом (другими строительными машинами, автомобилями и другими движущимися механизмами) для буксировки.

При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения (выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключателя передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом).

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные противооткатные упоры (башмаки).

Работники предприятия должны соблюдать осторожность:

- при передвижении в зонах возможного движения дорожных машин, механизмов, автомобилей, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность. При выходе из-за стоящих строительных машин, автомобилей, из-за углов зданий, из ворот необходимо остановиться и осмотреть путь движения, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего движения; пропустить движущийся транспорт;

- при переноске (перевозке) предметов, ограничивающих обзор пути движения и окружающей обстановки, а также при движении по скользкому покрытию и в темное время суток;

- при передвижении в узких проходах между строительными машинами, автомобилями (особенно с работающим двигателем);

Помощник (регулировщик), оказывающий помощь машинисту строительной машины, водителю при маневрировании строительной машины, автомобиля на ограниченной площади, должен выбирать место, гарантирующее ему личную безопасность.

Хранить на машинах и механизмах топливо, а также обтирочные материалы, пропитанные керосином, и другие легковоспламеняющиеся вещества запрещается. Хранить обтирочные материалы допускается в металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками.

Заправку механизмов и машин топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью следует производить на горизонтальной площадке при естественном или электрическом освещении.

При заправке машин и проверке в баках уровней горючего запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и другими источниками открытого огня.

Заправлять машину этилированным бензином при помощи ведер, леек, сифона с отсасыванием ртом и т.п., а также переносить его в открытой таре (ведро, лейка) запрещается.

По окончании заправки все детали, на которые попало топливо, следует насухо вытереть. Пролитый этилированный бензин нужно нейтрализовать дихлорамином (1,5%-ный раствор в бензине) или раствором хлорной извести (1 часть извести на 3-5 частей воды).

Запрещается нейтрализация этилированного бензина сухой хлорной известью во избежание ее воспламенения.

Заправку системы охлаждения двигателя машины антифризом следует производить насосом, специально выделяемым для этой цели.

Переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом запрещается. Запрещается применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо.

Запрещается открывать металлическую тару с легковоспламеняющимся горючим ударами металлических предметов по пробке, во избежание возможного воспламенения горючего от искры при ударе.

Не допускается, загрязнение нефтепродуктами и другими легковоспламеняющимися жидкостями мест (территории) заправки и стоянки катков и других машин и механизмов.

В случае воспламенения горючего пламя следует тушить пенными или углекислотными огнетушителями, забрасывать сухим песком. Для тушения применять воду запрещается.

При попадании антифриза на руки необходимо их тщательно вымыть водой с мылом.

Для предотвращения ожогов паром или горячей водой, выбрасываемой из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать рукой, защищенной рукавицей или тряпкой, находясь с наветренной стороны, возможно дальше от горловины радиатора.

Добавлять холодную воду в радиатор перегретого двигателя во избежание интенсивного парообразования запрещается.

При установке, эксплуатации, ремонте и движении механизма должны быть приняты меры против их опрокидывания или самопроизвольного движения.

Машинисту запрещается;

- передавать управление машиной лицам, незакрепленным за ней приказом;

- передавать удостоверение на управление машиной другим лицам;

- допускать нахождение других (посторонних) лиц на машине и рабочей зоне во время ее работы или ее транспортировании;

- оставлять без присмотра машину с работающим двигателем.

Перед началом работ машинист должен:

- ознакомиться с зоной производства и фронтом работ;

- ознакомиться с технологией рабочего процесса;

- убедиться в отсутствии на участке посторонних предметов;

- уточнить местонахождение подземных коммуникаций и линий электропередачи;

- проверить наличие ограждений и предупредительных знаков.

Прежде чем приступать к работе необходимо:

- проверить техническое состояние машины, исправность инструмента;

- мелкие дефекты необходимо устранить. При невозможности устранения неисправностей своими силами следует сообщить о них механику (мастеру) для принятия необходимых мер.

Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, заправку топливом и водой (антифризом). Машина должна быть заторможена, рычаг муфты сцепления выключен, а рычаг переключения передач находиться в нейтральном положении.

При пуске двигателя в холодное время года следует заливать в радиатор горячую воду, а в картер – подогретое масло. Запрещается пользоваться для подогрева двигателя открытым огнем (паяльной лампой или факелом).

В зоне работы машин запрещается находиться посторонним лицам.

Отдых рабочих на уплотняемом покрытии (основании) запрещается.

Машинист не должен отвлекаться во время работы, обязан внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, нормальным режимом работы двигателя, исправной работой механизмов управления.

Дорожный рабочий обязан:

- работать только там, куда направлен бригадиром или мастером;

- во время работы быть внимательным, особенно при движущемся транспорте, не отвлекаться посторонними делами и разговорами, не отвлекать других, за исключением обстоятельств, связанных с необходимостью предотвращения несчастного случая или аварии;

- не приступать к работе без ограждения рабочего места, установки требуемых знаков, сигналов, других типовых и проектных решений, обеспечивающих охрану труда;

- пользоваться выданными ему спецодеждой, сигнальными жилетами, спецобувью, индивидуальными защитными и предохранительными средствами. При этом он обязан следить за сроками очередных испытаний предохранительных средств по штампам на них; пользоваться предохранительными средствами, не прошедшими испытаний, запрещается;

- соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, не допуская его захламления, быть опрятно одетым.

Запрещается садиться и выходить из автомашины, открывать и закрывать борта, производить разгрузку или погрузку материалов до полной остановки автомашины и предупреждения шофера.

Посторонних лиц и лиц в нетрезвом состоянии в зону производства работ допускать запрещается.

Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или при недостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

При строительстве и ремонте проезжей части, обочин, искусственных сооружений на автомобильной дороге с открытым движением автотранспорта не разрешается:

- работать без предупредительных знаков и ограждений;

- выходить за ограждения на открытую для движения полосу дороги.

Во время работы дорожным рабочим запрещается:

- приближаться к работающим каткам, скреперам, укладчикам ближе, чем на 5 м;

- проходить между работающими и движущимися машинами;

- отдыхать на рабочих площадках, под неработающими машинами и в зоне движения транспорта;

- работать или находиться в опасной зоне (радиус вылета стрелы плюс 5 метров) работы подъемного крана или экскаватора.

При выполнении работ на высоких и крутых откосах и на высоте выше 1 м над площадкой (при отсутствии настилов с ограждениями) рабочий обязан пользоваться предохранительным поясом и закрепляться за прочную опору. Место закрепления карабина должно быть указано мастером.

На территории строительной площадки необходимо выполнять следующие правила:

- быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта;

- проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями;

- не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;

- при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру или прорабу о нем;

- заметив нарушение требований безопасности другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастными, а предупредить рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.

Подготовить необходимый для работы инструмент и средства индивидуальной защиты и проверить их исправность.

Внимательно осмотреть рабочее место и оградить его типовыми инвентарными ограждениями, конусами, тумбами, штакетными барьерами или сплошными деревянными ограждениями и дорожно-сигнальными переносными знаками.

В темное время суток и во время тумана по внешним контурам ограждений и на дорожно-сигнальных знаках вывесить сигнальные красные фонари.

Получить задание от бригадира и одеть положенную спецодежду, сигнальные жилеты.

При доставке асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, песчано-гравийных смесей, щебня, гравия и других материалов к месту укладки рабочим запрещается находиться в кузове автомобиля.

При доставке материалов в автомобилях-самосвалах рабочим необходимо соблюдать следующие требования:

- в момент подхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

- не разрешается подходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера

Затирку пористых мест на покрытии запрещается производить со стороны движения катка.

При производстве работ с применением горячего битума работники должны использовать специальные костюмы с брюками, выпущенными поверх сапог.

Битумную мастику следует доставлять к рабочим местам, как правило, в гудронаторе.

При перемещении горячего битума на рабочих местах вручную, следует применять металлические бачки, имеющие форму усеченного конуса, обращенного широкой частью вниз, с плотно закрывающимися крышками и запорными устройствами.

Котлы для варки и разогрева битумных мастик должны быть оборудованы приборами для замера температуры мастик и плотно закрывающимися крышками.

Не допускается превышение температуры варки и разогрева битумных мастик выше 180 °С.

Заполнение битумного котла допускается не более 3/4 его вместимости.

Загружаемый в котел наполнитель должен быть сухим. Недопустимо попадание в котел льда и снега.

При приготовлении грунтовки (праймера), состоящего из растворителя и битума, следует битум вливать в растворитель с перемешиванием его деревянными мешалками. Температура битума в момент приготовления грунтовки не должна превышать 70 °С.

Запрещается вливать растворитель в расплавленный битум, а также приготовлять грунтовку на этилированном бензине или бензоле.

При выполнении работ с применением горячего битума несколькими рабочими звеньями расстояние между ними должно быть не менее 10 м.

11.           Охрана окружающей среды.

При строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог следует постоянно на всех стадиях производства работ учитывать требования охраны природной среды путем предупреждения и ограничения их отрицательного воздействия на природную среду до установленных предельно допустимых уровней.

Запрещается выполнение воздействующих на элементы природной среды работ, не предусмотренных проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке, применение в конструкциях автомобильных дорог материалов оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, а также производство работ, добыча природных материалов на неразведанных месторождениях за пределами площадей, оформленных постоянным или временным отводом.

При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие на правления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:

сокращение земельных площадей, отводимых в соответствии с действующими нормативами для постоянного, временного и разового использования, максимальное сбережение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек; других земель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;

уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т.п.);

сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;

предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспечивающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровнем загрязнения и воздействия;

предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п.), а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;

предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п.);

предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения формы объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).

Для уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком на указанных предприятиях и сооружениях должны осуществляться следующие мероприятия: исключение сброса в дождевую канализацию отходов производства; организация регулярной уборки территорий; проведение своевременного ремонта дорожных покрытий; ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта на дорожное покрытие; повышение степени пыле- и газоочистки; повышение технического уровня эксплуатации автотранспорта; ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока по временной системе открытых лотков, осветлением его на 50-70% в отстойниках и последующим сбросом в водные объекты или дальнейшим очищением, локализация участков, где неизбежны просыпи и проливы сырья и промежуточных продуктов с последующим отведением и очисткой поверхностного стока; упорядочение складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов

При попадании в водоемы нефтепродуктов в объеме, который может привести к превышению предельно допустимой концентрации, должны быть немедленно приняты меры по предотвращению их распространения и к последующему удалению.

Учитывая, что нефтепродукты и другие легкие нерастворимые загрязнения до окисления длительное время остаются в виде поверхностной пленки, изоляция места загрязнения производится оконтуриванием боновыми заграждениями.

В водоохранных зонах малых рек запрещается загрязнение поверхности земли, в частности, свалка мусора, отходов производства, а также стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин.

Запрещается засыпка пойменных озер и стариц без разрешения и согласования природоохранных органов.

Сохранение деревьев при строительстве и эксплуатации дороги является главным условием защиты сложившейся экологической системы.

При производстве работ запрещается проезд машин и механизмов ближе 1 м от кроны деревьев, не попадающих в полосу расчистки. При невозможности выполнения этого требования в пределах установленной зоны должно быть уложено специальное защитное покрытие.

Разработку траншей, котлованов и выемок допускается производить не ближе 2 м от ствола взрослого дерева, причем откос выработки в зоне корневой системы должен быть закреплен от обрушения. Корни обрезают в 0,2-0,3 м от края откоса и образовавшееся пространство заполняют плодородной почвой с уплотнением.

Срезы ветвей производят в случае необходимости вблизи ствола. Поверхности среза ветвей, а также корней, должны быть обработаны специальными составами против заражения.

При прохождении коммуникаций ближе 2 м от ствола прокладку в пределах проекции на поверхность земли кроны дерева следует производить закрытым способом (прокалыванием) в асбоцементных или бетонных трубах-кожухах.

Для сохранения деревьев на площадках, занятых дорожным покрытием (стоянки, смотровые площадки, площадки отдыха и т.п.) следует устраивать вокруг стволов дренирующие конструкции.

В целях сохранения деревьев в зоне производства работ не допускается: забивать в стволы деревьев гвозди, штыри и др. для крепления знаков, ограждений, проводов и т.п.; привязывать к стволам или ветвям проволоку для различных целей; закапывать или забивать столбы, колья, сваи в зоне активного развития деревьев; складывать под кроной дерева материалы, конструкции, ставить строительные машины и грузовые автомобили.

Дорожные машины и оборудование должны находиться на объекте только на протяжении периода производства соответствующих работ. Не допускается хранение на приобъектных площадках временного отвода неиспользуемых, списанных или подлежащих ремонту в стационарных условиях машин или их частей и агрегатов.

Дорожные машины при работе оказывают воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферы отработавшими газами, пылью, а также являются источниками шума, вибрации и засорения прилегающей зоны выбросами.

Уровни загрязнения от дорожных машин, механизмов и транспортных средств не должны превышать установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почв  предельных уровней шумового воздействия для зданий и территорий различного хозяйственного назначения, а также санитарных нормативов и требований безопасности при производстве работ.

Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств в части состава отработавших газов, шума, вибрации и др. воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям предприятия-изготовителя, согласованным с санитарными органами.

Определяющим условием минимального загрязнения атмосферы отработавшими газами дизельных двигателей дорожных машин и оборудования является правильная эксплуатация двигателя, своевременная регулировка системы подачи и ввода топлива.

При проведении технического обслуживания дорожных машин следует особое внимание уделять контрольным и регулировочным работам по системе питания, зажигания и газораспределительному механизму двигателя. Эти меры обеспечивают полное сгорание топлива, снижают его расход, значительно уменьшают выброс токсичных веществ.

Проверку соответствия содержания окиси углерода в отработавших газах следует проводить на предприятиях, эксплуатирующих автомобили после ремонтов или регулировки системы питания двигателя.

При работе дорожных машин необходимо осуществлять контроль за соблюдением допустимого уровня шума.

Особое внимание следует обратить на предупреждение резких шумовых воздействий в малоосвоенных местах в целях сохранения безопасности диких животных.

При необходимости снижения уровня шума дорожных машин следует применять следующие меры:

технические средства борьбы с шумом (применение технологических процессов с меньшим шумообразованием и др.);

защитные акустические устройства (шумоизоляцию, ограждения, специальные помещения для источников звука и др.);

организационные мероприятия (выбор режима работы, ограничение времени работы и др.).

Зоны с уровнем звука выше 85 дБА должны быть обозначены знаками безопасности. Работающие в этих зонах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.

При необходимости в случае превышения допустимого уровня звука для звукоизоляции двигателей дорожных машин целесообразно применять защитные кожухи и капоты с многослойными покрытиями, применением резины, поролона и т.п. За счет применения изоляционных покрытий и приклейки виброизолирующих матов и войлока шум можно снизить на 5 дБА. Для изоляции локальных источников шума следует использовать противошумные экраны, завесы, палатки.

Для сваебойных машин целесообразно применение защитных кожухов, выполненных из многослойных материалов, в том числе парусины, свинцовой фольги (5 кг/м2), стекловолокна толщиной 5 см, стальной и медной сетки, с помощью которых уровень шума может быть снижен на 25 дБА.

Во многих случаях снижение шума достигается герметизацией отверстий в противошумных покрытиях и кожухах.

При постоянном или длительно (в течение ряда лет) функционирующем источнике шума целесообразно устройство полосы зеленых насаждений, защищающей окружающую объект территорию как от шума, так и от загрязнения.

При наличии зеленых насаждений или леса следует учитывать их снижающее действие на уровень шума.

Заправка автомобилей, тракторов и др. самоходных машин топливом и маслами должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и машин с ограниченной подвижностью (экскаваторы и др.) производится автозаправщиками.

Заправка во всех случаях должна производиться только с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия. Применение для заправки ведер и др. открытой посуды не допускается.

На каждом объекте работы машин должен быть организован сбор отработанных и заменяемых масел с последующей отправкой их на регенерацию. Слив масла на растительный, почвенный покров или в водные объекты запрещается.

Состав и свойства всех материалов, применяемых при выполнении дорожно-строительных и ремонтных работ, должны на момент их использования соответствовать указанным в проектной документации стандартам, техническим условиям и нормам.

Основными условиями минимального загрязнения окружающей среды при приготовлении дорожных материалов является выполнение технологических правил, соответствие исходного сырья и топлива установленным для данного процесса требованиям, соблюдение производственной дисциплины.

При совершенствовании технологических процессов обязательно должны повышаться эффективность пыле- газоулавливания.

Применение при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог химических материалов, отходов или побочных продуктов промышленного производства (включая карьерные, шахтные и обогатительные отходы добычи различных руд, золы уноса ТЭЦ и др.) допускается в соответствии с проектной документацией с обязательным выполнением специальных указаний проекта по технологии и устройству дополнительных конструктивных элементов (защитных слоев, изоляции и т.п.).

Применение промышленных отходов по инициативе производственной организации допускается по согласованию с местными (областными, городскими) органами санитарной инспекции, причем в разрешении должны быть приведены требования, исключающие его замену, возможные ограничения к применению (конструктивные элементы, особенности перевозки и складирования, правила санитарии и т.п.).

Транспортирование исходных компонентов и готовых материалов, как правило, должно осуществляться с помощью транспортных систем, снабженных укрытиями.

При хранении материалов инертного состава (каменные материалы, песок и т.п.) должны быть приняты меры для предотвращения размыва ливневыми и талыми водами и выноса материалов в водотоки. Это достигается складированием на возвышенных площадках с уплотненной или защищенной покрытием поверхностью, вертикальной планировкой территории, устройством нагорных и водоотводных канав по периметру площадки для хранения. Хранение материалов инертного состава в прибрежных полосах (зонах) рыбохозяйственных водоемов допускается только по согласованию с органами рыбоохраны.

Применение открытого сжигания горючих материалов в целях теплообразования или ликвидации отходов допускается как исключение в разовом порядке с разрешения вышестоящей организации. Категорически запрещается применение открытого огня для разогрева органических вяжущих, мастик, полимерных материалов и других горючих веществ.

Заправка дорожных и транспортных машин топливом и смазочными материалами должна проводиться в специально выделенном месте, оборудованном средствами и инвентарем противопожарной безопасности.

При приготовлении и применении горючих материалов не должны допускаться к работе машины с неисправными или неотрегулированными двигателями.

Склады горючих материалов должны быть отделены от других зданий и сооружений, лесных массивов, сельскохозяйственных территорий противопожарными разрывами и оборудованы средствами противопожарной безопасности.

В зоне радиусом 10 м от ствола дерева не допускается разводить открытый огонь для сжигания отходов и других целей.

Сжигание порубочных остатков и неделовой древесины может осуществляться только с разрешения органов лесной охраны в специально отведенных местах. При этом должно быть установлено постоянное дежурство до полного затухания огня.

Производство сварочных работ при изготовлении конструктивных элементов должно осуществляться в специально отведенных огороженных местах, оборудованных настилом и другими средствами, исключающими возгорание горючих веществ и материалов, а также средствами пожаротушения.

При планировки поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания в сухую погоду необходимо производить обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, цистерн, оборудованных распределительными устройствами или специальных распределителей сыпучих материалов.

При устройстве морозозащитных и дренирующих слоев из крупнозернистого материала (гравий, щебень, песок) следует предотвращать ветровой вынос пыли и мелких частиц за пределы земляного полотна при погрузке, выгрузке и распределении. Для этой цели в необходимых случаях следует применять увлажнение материала либо в месте погрузки, либо при выгрузке.

Лист согласований.

СТО 05/10 «Технологический регламент на устройство верхнего слоя основания и покрытия из асфальтобетонной смеси на участке км  – км  автомобильной дороги «А»» разработан:

_____________  _________________________________________________

должность, инициалы, фамилия

«___»____________20__г.

_____________  _________________________________________________

должность, инициалы, фамилия

«___»____________20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Главный инженер              ______________       _______________________________

инициалы, фамилия

«___»____________20__г.

Начальник ПТО                 ______________       _______________________________

инициалы, фамилия

«___»____________20__г.

Начальник лаборатории  ______________       _______________________________

инициалы, фамилия

«___»____________20__г.

Инженер по ТБ и ОТ         ______________       _______________________________

инициалы, фамилия

«___»____________20__г.Регламент на устройство слоя из асфальтобетона

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .