Ремонт выбоин

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Рекомендации по ремонту выбоин асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом с использованием пломбировщика

Требования к материалам для ремонта выбоин .

Минеральные материалы.

Вяжущее.

Ремонтные материалы.

Технология производства работ по ремонту выбоин.

Контроль качества при ремонте выбоин.

Охрана труда и обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте выбоин .

В процессе эксплуатации асфальтобетонных покрытий автодорог на них появляется большое количество повреждений .

воевременная, быстрая и качественная  заделка выбоин  обеспечивает условия безопасности дорожного движения, а также сохранность, как асфальтобетонного покрытия, так и всей дорожной одежды.

Скоростное устранение повреждений (выбоин) является актуальной задачей дорожной службы. Для её решения рекомендуется использовать струйно-инъекционный метод ремонта выбоин.

Основным достоинством нового метода по сравнению с традиционными методами ремонта выбоин является простота технологических операций и уменьшение времени их выполнения, особенно при скоплении выбоин .

Струйно-инъекционным методом заделывают повреждения в виде выбоин локальных: выкрашивания, вогнутостей поверхности, тонких сеток трещин с вогнутыми поверхностями, колей (без гребней выпора), а также разрушенных технологических швов и трещин шириной более 2 см с вогнутыми или разрушенными краями.

Каждое повреждение (выбоины) имеет свои характерные особенности (различия по объёму, площади, длине, ширине, изменению глубины по площади дна, углу наклона и ровности стенок; по виду и количеству мелких повреждений по его краям). Струйно-инъекционным методом заделывают повреждения по их фактическим размерам. При традиционном методе вокруг контура выбоин в асфальтобетонном покрытии вырезают ремонтные карты. При наличии большого количества рядом расположенных карт возникает опасность разрушения старого асфальтобетона, находящегося между ними.

1. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ.

1.1. Минеральные материалы

В качестве минерального материала используют щебень фракции 5-10 (5-8) мм, полученный дроблением горных пород, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» и таблице 10 ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон» – для асфальтобетонных смесей типа А марки не ниже II.

Щебень должен быть чистым, фракционированным и кубовидной формы. Содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц , определяемое методом отмучивания, не должна превышать 1 %.

Рекомендуется использовать мытый щебень (без пленки пыли и грязи).

Параметры зернового состава щебня фракции 5-10 (8) мм указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Диаметр отверстий контрольных сит, мм.

2,5

5

10

15

Полные остатки на ситах, % по массе

90-100

80-90

до 10

до 0,5

Содержание в щебне зерен пластинчатой (лещадной) формы не должно превышать 15 % по массе.

1.2 Вяжущее

Для подгрунтовки повреждений, приготовления черного щебня и заполнения пустот между щебенками в качестве вяжущего применяют катионные битумные эмульсии.

Рекомендуется использовать быстрораспадающуюся эмульсию класса ЭБК-1; при устойчивой температуре воздуха 15?С и выше также кроме нее эмульсию класса ЭБК-2 (с наименьшей скоростью распада).

Эмульсию готовят на основе вязкого нефтяного дорожного битума марки БНД 90/130. По своим показателям битумы должны отвечать требованиям ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие».

Содержание вяжущего с эмульгатором должно соответствовать требованиям ГОСТ 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные», таблица 2 и составлять от 50 до 70%. Рекомендуется использовать эмульсии с наибольшим содержанием битума при обеспечении их однородности и устойчивости при хранении и транспортировке.

Физико-механические свойства эмульсий, применяемых для ремонта выбоин асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом с использованием пломбировщика, должны соответствовать требованиям к катионным эмульсиям ГОСТ 52128-2003, таблица 2. При испытаниях рекомендуется использовать щебень фракции 5-10 или 10-15 мм.

1.2. Ремонтные материалы

Ремонтными материалами являются: эмульсия для подрунтовки поверхности повреждения и заполнения пустот в щебне, чёрный щебень, белый щебень защитного слоя.

Требования к качеству ремонтных материалов состоит из требований к щебню и эмульсии, а также обеспечению сцепления битума с поверхностью щебня.

Ориентировочный расход щебня при толщине слоя 5 см составляет 0,063 м3/м2; на каждый сантиметр изменения глубины устраняемого повреждения рекомендуется прибавлять или вычитать соответственно 0,0126 м3/м2.

Общий расход эмульсии (для подгрунтовки, заполнения пустот в щебне и его чернения) можно определять как по объему щебня, так и по его массе.

Значения общих расходов эмульсии по массе определяют с учетом насыпной плотности щебня. Ориентировочные значения этих показателей: 8-12 % от массы щебня.

В лабораторных условиях оптимальное соотношение эмульсии 15%.

В зависимости от погодных условий процентное соотношение варьирует до 5%.

При выполнении работ весной и летом рекомендуется увеличить расход эмульсии для подгрунтовки и заполнения пустот между щебенками (ориентировочно составляет 60% от общего расхода) и одновременно на эту же величину следует уменьшать расход на чернение щебня. В процессе эксплуатации покрытия битум из нижней части места заделки повреждения поднимается вверх и происходит «обратная пропитка» черного щебня. Осенью при более низких температурах заполнение пустот между щебенками происходит медленнее, поэтому расход эмульсии для чернения щебня целесообразно увеличивать (ориентировочно составляет 60% от общего расхода), для подгрунтовки соответственно уменьшать.

При заделке трещин шириной 3 см ориенторовочный расход эмульсии составляет 0,5 л/п.м.; щебня – 0,004 м3/п.м. на каждый сантиметр изменения ширины трещины рекомендуется прибавлять или вычитать соответственно: эмульсии – 0,1 л/п.м.; щебня – 0,001 м3/п.м.

Расходы ремонтных материалов в зависимости от характерных особенностей повреждений, а также состояния, вида и типа ремонтируемого асфальтобетона рекомендуется уточнять.

Температура эмульсии должна находится в пределах 40-80 ?С.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО РЕМОНТУ ВЫБОИН.

К работе по ремонту выбоин асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом с пользованием пломбировщика допускаются операторы только после проведения их обучения технологии проведения работ, а также получения необходимого навыка.

Технология производства работ по заделке повреждений асфальтобетонных покрытий в виде – выбоин; локальных: выкрашивания, вогнутостей поверхности, колей глубиной до 30 мм (без гребней выпора), тонких сеток трещин с вогнутыми поверхностями, а также разрушенных технологических швов и трещин состоит из:

- работ по подготовке к заделке повреждений;

- заделке повреждений.

Работы по подготовке к заделке повреждений:

- визуальный осмотр повреждений и поверхности асфальтобетона вокруг них;

- составление дефектной ведомости.

При визуальном осмотре определяют:

- – к какому виду относится повреждение;

- – его размеры (средняя величина) – ширина, длина, глубина;

- – имеются ли вокруг повреждения на асфальтобетоне дефекты в виде мелких трещин или слабых мест (незакрепленный материал).

Данные, полученные при визуальном осмотре, заносят в дефектную ведомость.

Повреждения глубиной до 3 см рекомендуется устранять при температуре воздуха не ниже 15?С; более 3 см – не ниже 10?С.

Работы можно проводить как на сухом, так и на влажном покрытии, но при отсутствии свободной воды.

Запрещается проведения работ при атмосферных осадках.

Перед началом работы место их проведения ограждают и устанавливают дорожные знаки в соответствии с требованиями ВСН 37-84. При этом схемы организации движения дополняют знаками 1.17 «Выброс гравия».

Работы производят с использованием пломбировщика БЦМ-24.3.

Перед началом работы пломбировщика выполняют: загрузку щебня в кузов автосамосвала (щебень должен быть слегка влажным); разогревают эмульсию до рабочей температуры, не выше 90?С и заливают ее в цистерну (бак для битумной эмульсии) пломбировщика. В случае необходимости догрев эмульсии до рабочей температуры можно также выполнять в баке для битумной эмульсии.

Наиболее эффективно использовать эмульсию, нагретую до максимально допустимой (по паспорту на эмульсию) рабочей температуры.

Основные данные по работе пломбировщиков в процессе заделки повреждений приведены в Руководстве по их эксплуатации. После окончания этих работ осуществляют промывку рабочих органов пломбировщиков дизельным топливом.

Перед проведением работ струйно-инъекционным методом на поверхность неразрушенного асфальтобетона вокруг повреждения мелом наносят контур места заделки.

Основные технологические операции струйно-инъкционного метода:

1. Очистка места повреждения струей воздуха;

2. Распределение эмульсии для заполнения пустот между щебенками и подгрунтовка дна и стенок эмульсией;

3. Чернение эмульсией щебня и заполнение повреждения черным щебнем;

4. Нанесение на поверхность черного щебня слоя из белого щебня.

После выполнения этих операций происходит дополнительное уплотнение щебня при движении транспорта.

После очистки поверхности повреждения для пломбировщика БЦМ-24.3 показатели, характеризующие средние расходы щебня и эмульсии – это число оборотов двигателя, контролируемое по тахометру, и даление в баке для битумной эмульсии.

Начальные величины этих показателей соответственно: 1000 об/мин и 0,35 МПа (3,5 кгс/см2).

При необходимости изменения расходов производят регулировку расхода эмульсии (рычагом управления подачи битумной эмульсии) и/или изменяют число оборотов двигателя.

Фактический средний расход материалов зависит от характерных особенностей повреждения (изменение глубины в самом повреждении, формы стенок и т.д.). Рекомендуется его определять на начальной стадии проведения работ.

Для определения средних расходов можно использовать: метод, основной которого является замер времени выполнения операций. Расход эмульсии (при давлении 0,3 МПа) составляет 5,7 л/мин. Проведя замер площади поверхности повреждения и времени выполнения работ для заполнения пор и подгрунтовки, можно вычислить средний расход эмульсии для этой операции; определив массу щебня и время его чернения можно вычислить средний расход эмульсии для чернения щебня.

В весенне-летний период после обработки щебня эмульсией черный щебень не должен казаться «жирным». Цвет поверхности места заделки после дополнительной упаковки щебня под движением транспорта – «серый». В осенний период черный щебень выглядит «жирным»; место заделки – «темным».

В процессе проведения работ, особенно на начальном участке, необходимо уточнять средний расход материалов: после использования щебня и эмульсии, загруженных в пломбировщик (с учетом объема работ); после завершения работ на всем участке (по расходу материалов и объему работ). При поступлении новой партии материалов их средний расход также уточняют. Результаты замеров заносят в журнал производства работ.

Первой технологической операцией является очистка мощной скоростной струёй воздуха поверхности от пыли, грязи, воды, а также удаление незакрепленного материала.

На дно и стенки, а также поверхность асфальтобетона на 2-3 см шире контура, нанесенного мелом, распределяют эмульсию. Нанесение эмульсии рекомендуется выполнять в направлении от контура выбоины к ее середине. В том случае, если в пределах нанесенного контура дефектное место по краям повреждения вровень с покрытием, по нему также распределяют эмульсию. Расход эмульсии, наносимой на стенки повреждения, на 10-20 % больше чем на остальную поверхность асфальтобетона.

При чернении щебня он под давлением в струе воздуха проходит через эмульсию, распыленную по всему сечению «смесительной камеры» стрелы пломбировщика.

Без перерыва во времени на поверхность черного щебня под давлением наносят белый щебень. Это защитный слой. Благодаря ему черный щебень не прилипает к колесам двигающегося по дороге автотранспорта; рекомендуемая толщина слоя – 1 щебенка.

При необходимости белый щебень также наносят на эмульсию, распределенную вокруг черного щебня в пределах контура рекомендуемая толщина слоя – 1 щебенка.

Все технологические операции проводятся одна за другой без перерыва.

Рекомендуется для обеспечения минимальной толщины защитного слоя при применении пломбировщика БЦМ-24.3 обратить особое внимание на время отключения подачи белого щебня.

В зависимости от площади повреждения подачу белого щебня рекомендуется отключить или одновременно с отключением подачи эмульсии (после окончания чернения щебня), или за 5-10 сек. до окончания нанесения белого щебня на всю площадь повреждения.

При средней глубине повреждения до 2 см в зависимости от состояния поверхности его дна заделку можно выполнять способом поверхностной обработки. При заделке повреждений методом поверхностной обработки на подгрунтовку наносят белый щебень. Расход эмульсии – 1,5-2 л/м2.

Для уплотнения щебня рекомендуется использовать малые самоходные катки.

Повреждения глубиной до 3 см рекомендуется заполнять черным щебнем от краев к середине. Основное внимание должно быть уделено его стыку со старым асфальтобетоном. Выкрашивание рекомендуется заполнять черным щебнем по всей площади заделки ориентировочно на 0,5 см ниже поверхности старого асфальтобетона. При наличии вогнутости по краям выкрашивания ее так же заполняют черным щебнем.

Повреждения глубиной более 3см рекомендуется заполнять черным щебнем от середины к краям; высота поверхности заделки и старого асфальтобетона одинаковы; у краев расход должен быть уменьшен и черный щебень должен стыковаться с асфальтобетонным покрытием ориентировочно на 0,5 см ниже его поверхности. При наличии вокруг выбоины вогнутости она также заполняется черным щебнем.

Общее превышение щебня (черного и белого) над окружающим местом заделки асфальтобетон зависит от глубины повреждения и составляет до 1 см и 2 см при глубине повреждения соответственно до 5 см и 10 см (величина коэффициента запаса на дополнительную упаковку – до 1,2).

Размер превышения уточняют опытным путем.

При устранении глубоких выбоин (до 10 см) их заделывают в два слоя (с предварительным уплотнением нижнего). Рекомендуется устранять только единичные повреждения.

Дополнительная упаковка щебня в местах заделки повреждения достигается путем регулирования движения транспорта по покрытию при его скорости 40-50 км/час (с установкой соответствующих знаков).

Движение можно открывать через 10-30 минут после устранения последнего повреждения, осуществив пробный проезд транспорта по покрытию в месте заделки повреждения.

Ориентировочно время дополнительного уплотнения щебня в местах заделки повреждений от 1 до 5 часов.

Фактическое время зависит от погодных условий (температуры воздуха, скорости ветра и др.), интенсивности движения на участке покрытия и уточняется опытным путем.

Места заделки (выборочно) осматривает производитель работ. После удаления незакрепленного щебня на поверхности не должно быть вырывов. Рекомендуется, чтобы заделка по ее контуру не возвышалась над уровнем окружающего покрытия.

Осмотр мест заделки выполняют с установкой соответствующих дорожных знаков и ограждений; на участках с высокой скоростью и интенсивностью движения – под защитой машины дорожного мастера.

При отсутствии вырывов в местах заделки повреждений со всего участка покрытия поливомоечной машиной следует вымести незакрепленный щебень.

Движение транспорта по покрытию осуществляется с требуемой для этого участка дороги скоростью.

При устранении локальных повреждений, в случае невозможности дополнительной упаковки щебня под движением транспорта, её выполняют с использованием малого самоходного катка, вибротрамбующей плиты или другим способом.

Наиболее эффективно струйно-инъекционным методом устранять повреждения площадью до 1 кв.м.

При заделке одиночных шириной более 2 см и раскрытых трещин с разрушенными (вогнутыми) краями их заливают эмульсией. Одновременно подгрунтовывают поверхность разрушенного асфальтобетона по краям трещины (на 2-3 см больше ширины разрушенной поверхности).

Ориентировочные расходы материалов при заделке трещин приведены в разделе 2.

Устранение повреждений перед устройством на покрытии поверхностной обработки или укладки слоя из асфальтобетонной смеси рекомендуется выполняьт за 1-2 суток до начала этих работ (после удаления незакрепленного щебня).

В процессе эксплуатации участков покрытия с временно заделанными выбоинами при выкрашивании щебня на их поверхности процесс обработки повторяют.

3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРИ РЕМОНТЕ ВЫБОИН .

Контроль качества при заделке повреждений асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом:

- входной;

- операционный;

- приемочный.

Входной контроль заключается в оценке свойств щебня и эмульсии, а также готовности пломбировщика к работе.

Качество щебня и эмульсии должны проверяться в лаборатории.

Щебень по своим показателям должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93.

Контроль качества выполняют в соответствии требования ГОСТ 8269-97.

Эмульсия по качеству должна соответствовать требованиям ГОСТ 52128-2003.

Определяют: вид эмульсии (по смешиваемости её с минеральным материалом); содержание битума с эмульгатором; однородность; условную вязкость; устойчивость при хранении; сцепление пленки вяжущего со щебнем, применяемым для заделки повреждений.

Операционный контроль в процессе работы проводят постоянно. Его осуществляет мастер и оператор пломбировщика непосредственно на месте производства работ.

Перечень основных технологических операций, подлежащих контролю: их основные параметры; методы, средства, время и место регистрации результатов; допускаемые величины отклонений от этих требований приведены в таблице 2.

Приемочный контроль выполняется через 10-15 суток после окончания работ на всем участке покрытия, где проводилось устранение повреждений.

Контролируют состояние поверхности места заделки и его ровность.

При осмотре поверхности определяют сохранность на ней щебня.

При выкрашивании щебня на площади более 200 кв. см и глубиной более 1 см. процесс обработки повторяют.

Рекомендуется, чтобы неровности на стыке и на поверхности места заделки были не больше неровностей самого покрытия.

4. ОХРАНА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

При проведении работ по ремонту выбоин необходимо соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве, изложенные в СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

К работе по заделке повреждений асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом с использованием пломбировщика допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр и прошедшие инструктаж в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Инструктаж оформляется документально.

Все работающие должны иметь индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работы, а также применяемым материалам.

Для обеспечения безопасности движения в местах производства работ их ограждение выполняют в соответствии с требованиями ВСН 37-84.

При производстве краткосрочных работ на участках с высокой скоростью и интенсивностью движения, когда место работ перемещается по дороге (локальные повреждения), работы рекомендуется проводить под защитой автомобиля ГИБДД или машины дорожного мастера.

Техника безопасности при работе с пломбировщиками БЦМ-24.3 должна соответствовать требованиям Руководства по их эксплуатации.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .