Технология приготовления асфальтобетонных смесей

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Технология приготовления асфальтобетонных смесей

5.1.1 Холодные асфальтобетонные смеси приготавливают в асфальтосмесительных установках принудительного перемешивания в результате смешивания в нагретом состоянии щебня, песка, минерального порошка, битумного вяжущего и стабилизирующей добавки, взятых в рационально подобранном соотношении.

5.1.2 Для приготовления асфальтобетонных смесей могут применяться как смесители периодического действия, так и барабанные смесители непрерывного действия. Особенности приготовления асфальтобетонной смеси на асфальтобетонных заводах, оборудованных конкретными асфальтосмесительными установками, должны быть отражены в технологическом регламенте.

Примечания

1 В технологическом регламенте должны быть указаны примерные составы выпускаемых смесей, исходные материалы, порядок технологических операций при производстве асфальтобетонных смесей, состав применяемого оборудования и метрологического обеспечения, а также порядок приемки и контроля качества продукции выпускаемой на данном предприятии.

2 Соблюдение требований технологического регламента обеспечивает безопасные условия работы, сохранность оборудования, рациональный и экономный процесс создания качественной продукции в соответствии с требованиями стандарта.

5.1.3 В состав технологического процесса приготовления асфальтобетонных смесей входят следующие основные операции:

? подготовительные работы;

? приготовления асфальтобетонной смеси в соответствии с заданным технологическим регламентом;

? хранение горячей асфальтобетонной смеси в бункере-накопителе;

? загрузка и транспортирование смеси в автомобилях-самосвалах.

5.1.4 Подготовительные работы представляют комплекс мероприятий, который обеспечивает стабильную работу асфальтобетонного завода. К таким мероприятиям относится тщательный осмотр всех узлов и агрегатов АБЗ с целью определения необходимого объема ремонтных работ и текущего технического обслуживания. При проведении профилактических работ следует обратить особое внимание на состояние сит «горячего» грохота: необходимо проверять размер ячеек на ситах,целостность всех сит с заменой при необходимости поврежденных.

5.1.5 Один раз в год, и после проведения значительного объема ремонтных работ необходимо осуществлять метрологическую аттестацию (поверку) всех средств измерений, которыми оборудован асфальтобетонный завод. К поверяемым средствам измерений в первую очередь относятся весовые и объемные дозаторы минеральных материалов и битума. В ходе проведения поверки при необходимости осуществляется ремонт дозаторов, а по результатам выдается свидетельство установленного образца. Аналогичным образом калибруются и поверяются все средства измерения в лаборатории АБЗ.

5.1.6 При осмотре асфальтобетонного завода необходимо проверить условия хранения минеральных материалов и битума. Места хранения минеральных материалов должны исключать возможность их перемешивания и загрязнения.

Следует обратить особое внимание на уплотнения затворов весового бункера и смесителя. После полного закрытия затвора недопустимо высыпание материалов через щели в уплотнении затворов.

5.1.7 Следующим этапом подготовки производства является отработка составов асфальтобетонных смесей. Подобранные в лаборатории составы смесей необходимо пересчитать в соответствии с  рецептом на замес конкретного смесителя для управления процессом дозирования. При этом возможна корректировка состава смеси. Перед началом серийного производства асфальтобетонной смеси необходимо выпустить пробные замесы асфальтобетонных смесей, отобрать пробы, испытать в лаборатории с определением всех показателей строительно-технических свойств, рекомендованных при подборе составов. Полученные в результате испытаний составы смесей и показатели физико-механических свойств следует сравнить с результатами подбора и, при необходимости, внести необходимые коррективы в соотношение компонентов смесей в заданном производственном рецепте. Окончательное содержание дозируемых фракций минерального материала в смеси уточняется по результатам испытания пробных замесов, полученных при заданных технологических режимах работы смесительной установки.

Необходимо также определить оптимальный объем замеса (количество смеси, приготавливаемой за 1 цикл), который должен быть меньше номинальной емкости смесителя.

5.1.8 В лаборатории должны быть подготовлены все журналы, в которых фиксируются результаты, полученные на всех этапах проведения контроля качества смеси. Кроме того, необходимо провести ревизию всех нормативно-технических документов и заменить отмененные документы (или внести в действующие нормы утвержденные изменения).

5.1.9 На современном асфальтобетонном заводе рекомендуется иметь оборудование устройства для приготовления и введения различных добавок. Как правило, это добавки поверхностно-активных веществ (ПАВ), которые вводятся в битум в количествах 0,3-1,0% от массы битума и гранулометрические добавки позволяющие выдержать запроектированный состав минеральной части асфальтобетонной смеси.

5.1.10         Технологический процесс приготовления смеси в смесителях периодического действия включает следующие основные операции:

? подготовку минеральных материалов (подача и предварительное дозирование, высушивание и нагрев щебня и песка до требуемой температуры, пофракционное их дозирование);

? подачу и дозирование холодного минерального порошка;

? подготовку битума или ПБВ (разогрев до рабочей температуры, введение при необходимости поверхностно-активного вещества, дозирование вяжущего перед подачей в смеситель);

? «сухое» перемешивание горячих минеральных материалов с холодным минеральным порошком и стабилизирующей добавкой; подача битума в мешалку;

? «мокрое» перемешивание минеральных материалов с битумом с последующей выгрузкой готовой асфальтобетонной смеси в накопительный бункер или автомобили- самосвалы.

5.1.11 Холодные минеральные материалы (щебень, дробленый песок и песок из отсевов дробления) со склада подают погрузчиком (или ленточными транспортерами) в приемные бункера, оборудованные весовыми или объемными дозаторами для предварительного дозирования материалов в сушильный барабан.

Примечание: Каждая фракция минерального материала загружаются в соответствующий бункер. Высота стенок бункеров должна исключать пересыпание материалов в соседние бункера. При работе завода все бункера должны загружаться равномерно в соответствии с содержанием исходных материалов в асфальтобетонной смеси.

5.1.12 После предварительного дозирования холодные и влажные минеральные материалы поступают в барабан сушильного агрегата, где они высушиваются и нагреваются до температуры 150-160 оС. Требуемую температуру минеральных материалов устанавливают опытным путем при пуске смесительной установки на основании показаний температурного датчика установленного в лотке, по которому нагретый материал поступает из сушильного барабана к «горячему» элеватору на основании заданной контролируемой температуры готовой асфальтобетонной смеси (таблица В.1, приложение В).

Примечание: Регулирование температуры нагрева минеральных материалов осуществляется при помощи форсунки, увеличивая или уменьшая подачу топлива или изменением интенсивности подачи минеральных материалов в сушильный барабан. Если минеральные материалы перед поступлением в сушильный барабан имеют высокую влажность, то добиваться их высушивания и нагрева следует не за счет увеличения подачи топлива в форсунку, а путем уменьшения подачи влажных материалов в сушильный агрегат.

5.1.13 Из сушильного барабана щебень и песок подаются в сортировочно-дозирующее устройство, где горячий минеральный материал с помощью системы виброгрохотов разделяется по фракциям, которые размещаются в отдельных отсеках горячего бункера асфальтосмесителя. Из бункеров, в которых накапливаются определенные фракции минерального материала, они поступают в весовой бункер-дозатор. Дозирование фракционированных горячих материалов осуществляется по весу. Минеральный порошок дозируется отдельно в холодном состоянии.

5.1.14 Содержание фракционированных горячих материалов на замес смесителя назначают исходя из проектного зернового состава смеси. Расчет количества конкретной фракции минерального материала производят по результатам рассева сухих замесов с учетом размеров и формы ячеек сит «горячего» грохота.

5.5.15 При переводе проектного зернового состава минеральной части ЩМА

к квадратной форме отверстий сит грохота можно пользоваться данными табл. 5.1.

Таблица 5.1

Соответствие размеров отверстий сит, мм
Круглые Квадратные
40,0 31,5
35,0 28,0
30,0 24,0
25,0 20,0
20,0 16,0
15,0 12,0
10,0 8,0
5,0 4,0

5.1.16 Предварительно обезвоженное разогретое до рабочей температуры битумное вяжущее битумным насосом подается в асфальтосмеситель через весовое или объемное дозирующее устройство.

Примечание: Непрерывно работающий насос выкачивает битум из рабочего котла и, либо подает его в дозирующее устройство, либо возвращает обратно в битумохранилище.. Обратный битумопровод должен быть погружен в битум, чтобы избежать чрезмерного окисления перекачиваемого вяжущего.

5.1.17 Битумные резервуары для хранения ПБВ и других композиционных органических вяжущих должны быть оборудованы мешалками или коллоидными мельницами.

5.1.18 Рабочая температура битума должна соответствовать требованиям табл. В.1 и рисунку В.1 (приложение В).

5.1.19 Время перемешивания смеси устанавливают опытным путем в зависимости от вида, технических параметров, конструктивных и технологических возможностей асфальтосмесительной установки, степени износа рабочих органов. Продолжительность цикла перемешивания должна уточняться при пробных замесах визуально по внешнему виду смеси.

5.1.20 Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке потребителю должна быть равна температуре воздуха (не выше плюс 25 оС). При больших расстояниях перевозки и предполагаемом хранении смеси в штабеле на приобъектном складе допускает отгрузка не остывшей смеси.

Ориентировочное минимальное время остывания смеси при транспортировании или хранении в штабеле на складе АБЗ перед отгрузкой потребителю может быть определено по формуле В.1 и по рисунку В.2 (приложение В). Ответственный при отгрузке смеси на АБЗ (диспетчер или инженер лаборатории) подписывает паспорт отгружаемой смеси с указанием типа, вида, марки и температуры смеси.

5.1.21 Технологический процесс приготовления смеси в смесителях непрерывного действия реализует непосредственно в сушильно-смесительный барабане операции нагрева и перемешивания минеральных материалов с битумом,. Производительность асфальтосмесителя зависит от объема подачи минеральных материалов.

5.1.22 При работе асфальтосмесительных установок непрерывного действия необходимо учитывать влажность минеральных материалов поступающих в смеситель. Постоянный контроль влажности минеральных материалов необходим для корректирования состава при выпуске смеси и для определения расхода топлива и электроэнергии.

5.1.23 При приготовлении смеси в асфальтосмесительной установке любого типа необходимо как можно более точно выдерживать запроектированный состав смеси. Погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать: для щебня и песка ±3%, для минерального порошка и битума ±1,5%.

4.5.1.24 Если запроектированный зерновой состав минеральной части смеси располагается в непосредственной близости к нижней предельной кривой гранулометрии, то допускаются отклонения содержания контрольных фракций минерального материала от требований табл. А.1 в пределах не более чем на 3 % [9].

4.5.1.25 Приготовленную асфальтобетонную смесь в зависимости от  конструкции асфальтосмесительной установки перемещают в накопительный бункер и затем на склад холодной асфальтобетонной смеси на АБЗ, или непосредственно в кузов автомобиля-самосвала для транспортирования на временный склад на месте укладки смеси в покрытие.

5.1.26 Технологические этапы перевозки смеси включают загрузку асфальтобетонной смеси в автомобили самосвалы. Она включает его взвешивание загруженной в самосвал смеси, оформление сопроводительных путевых документов и выдачу путевых листов, непосредственно перевозка к месту укладки, выгрузка либо в приемный бункер асфальтоукладчика, либо на временный приобъектный склад и возвращение автосамосвала обратно на асфальтобетонный завод.

5.1.27 Для определения оптимального количества автосамосвалов соответствующей грузоподъемности проводится технико-экономический анализ, учитывающий состояние автомобильных дорог, погодно-климатические условия в процессе перевозки, емкость приобъектного склада для временного хранения холодной асфальтобетонной смеси.

5.1.28. Количество транспортных средств зависит от продолжительности периода ожидания между загрузкой и выгрузкой, продолжительности погрузки, времени на получение путевых документов и оформления их на объекте, производительности асфальтобетонного завода, состояния внутризаводских подъездов и организации движения транспорта непосредственно на предприятии. Для этого на основании технико-экономического сравнения этого производится выбор типа автомобилей самосвалов для транспортирования холодной асфальтобетонной смеси от места ее изготовления до приобъектного склада непосредственно в районе укладки.

5.1.29. Основные типы транспортных средств по способу выгрузки асфальтовой смеси, это:

- транспортные средства с разгрузкой через опрокидывающийся назад кузов,

- автосамосвалы с боковой разгрузкой.

5.1.30 Технологические операции загрузки и транспортирования не должны ухудшать однородность не остывшей смеси. В этом случае для предотвращения расслоения (сегрегации) смеси рекомендуется загружать автомобиль-самосвал порциями, в зависимости от его грузоподъемности и длины кузова может быть от 2 до 5 и более порций. При транспртировании остывшей асфальтобетонной смеси расслоении смеси проявляется в значительно меньшей степени.

5.1.31 В случае налипания смеси к дну кузова последний перед погрузкой смеси обрабатывают безвредными жидкими составами (например, водно-известковой суспензией, кремнийорганическими жидкостями, мыльным раствором, и др.).

5.1.32 Асфальтобетонную смесь, загруженную в автомобили-самосвалы, целесообразно закрывать защитными тентами или непромокаемым пологом.

5.1.33 Дальность и продолжительность транспортирования холодных асфальтобетонных смесей не ограничена. При отгрузке еще не остывшей смеси необходимо определить время ее остывания в процессе перевозки.

5.1.34 Укладка смеси в штабель приобъектного склада или склада на АБЗ во избежание слеживаемости должная производиться после ее остывания до температуры окружающего воздуха. Температуру смеси при перевозке можно ориентировочно можно определить по зависимости В.1 и табл. В 2 (Приложение В).

5.1.35 Перед штабелированием асфальтобетонная смесь должна остыть до температуры воздуха. Это может происходить как во время ее перевозки, либо технологической перегрузки. В зависимости от температуры воздуха и температуры выпуска смеси из смесителя время остывания можно ориентировочно определить по рис. В.2 (приложение В)

5.1.36 Хранение холодной асфальтобетонной смеси в летний период возможно в открытом штабеле высотой не более 2 месяцев во избежание слеживаемости. Зимой хранение смеси необходимо организовать в закрытом складе или под навесом.

Для этого на территории АБЗ целесообразно предусмотреть склад временного хранения остывающей холодной асфальтобетонной смеси емкостью, позволяющей разместить смесь количеством до 1 сменной выработки. При стесненных условиях организуется временная площадка, для хранения холодной асфальтобетонной смеси, выпущенной асфальтосмесителем за 3 – 5 час работы.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .