Технология устройства асфальтобетонных покрытий

Сентябрь 25, 2011 в Устройство асфальтобетонных покрытий из холодного асфальтобетона

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Система автоматического контроля температуры

Технология устройства асфальтобетонных покрытий ,укладка холодного асфальта

5.2.1 Покрытие из холодного асфальтобетона следует устраивать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 оС. Для укладки холодных асфальтобетонных смесей при пониженных температурах воздуха необходимо разрабатывать специальный технологический регламент.5.2.2 Темп укладки холодной асфальтобетонной смеси должен быть непрерывным и согласован запасами, предварительно заготовленными на объекте или на складе АБЗ, количеством транспортных средств для доставки смеси, производительностью асфальтоукладчика

(асфальтоукладчиков) и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп обосновывается в технологическом регламенте или проекте производства работ.

5.2.3 Для укладки смеси рекомендуется применять гусеничные асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона. При использовании более легких и менее мощных асфальтоукладчиков на пневматических шинах в зависимости от их мощности необходимо ограничивать ширину полосы укладки.

5.2.4 Для уплотнения покрытий из асфальтобетонной смеси применяют гладковальцовые катки массой от 8 до 11 тонн, вибрационные катки, пневмоколёсные катки и катки комбинированного действия не применяют из-за опасности налипания на колеса горячей смеси.

5.2.5 Процесс устройства покрытий из асфальтобетонных смесей включает следующие операции:

? подготовительные работы;

? транспортирование и выгрузка смеси в бункер асфальтоукладчика;

? укладка смеси асфальтоукладчиком;

? уплотнение уложенного слоя катками.

5.2.6 Перед устройством верхнего слоя покрытия из холодной асфальтобетонной смеси следует убедиться в ровности и качестве нижележащего слоя. При необходимости проводят ямочный ремонт, санирование трещин, фрезерование поверхности под проектные отметки или укладку выравнивающего слоя, чтобы обеспечить требования проекта и СНиП 3.06.03 к высотным отметкам продольного и поперечного профиля, ровности и поперечным уклонам.

5.2.7. Поверхность нижележащего слоя должна быть очищена от пыли и грязи, после чего обработана органическими вяжущим материалами (битумной эмульсией или жидким дорожным битумом). Все подготовительные работы должны быть приняты и оформлены актами освидетельствования скрытых работ.

5.2.8 Для прочного сцепления верхнего асфальтобетонного слоя с нижнележащим конструктивным слоем поверхность последнего необходимо обрабатывать жидким битумом по ГОСТ 11955 или быстрораспадающейся (или среднераспадающейся) битумной эмульсией классов ЭБА-1, ЭБПА-1, ЭБК-1, ЭБПК-1, ЭБК-2 и ЭБПК-2 с температурой не ниже 30оС. Битумная эмульсия должна отвечать требованиям ГОСТ Р 52128 и соответствовать конкретным условиям применения.

Примечание: Эмульсию или жидкий дорожный битум наносят автогудронатором на обрабатываемую поверхность равномерным слоем без пропусков с расходом вяжущего в пределах 0,2-0,3 л/м2. На фрезерованную поверхность после механической очистки и продувки сжатым воздухом требуется нанести 0,4-0,5 л/м2 битумной эмульсии. Не допускается при устройстве подгрунтовки перерасход эмульсии и скопление ее в отдельных местах на поверхности обрабатываемой поверхности. Визуальным критерием соблюдения норм расхода вяжущего является такое состояние, когда через нанесенный слой подгрунтовки просматривается поверхность, на которую он нанесен.

5.2.9 Обработку основания из свежеуложенного асфальтобетона вяжущими материалами можно не производить, если оно устроено относительно недавно, и его поверхность не загрязнена и по нему не производилось движению автомобильного и технологического транспорта.

5.2.10 В период подготовительных работ рекомендуется провести пробную укладку холодной асфальтобетонной смеси с целью уточнить толщину припуска на уплотнение слоя катками, требуемое количество проходов всех катков уплотняющего звена по одному следу для достижения проектной плотности и скорректировать при необходимости состав смеси и нормы розлива вяжущего для подгрунтовки.

5.2.11 При анализе результатов пробной укладки асфальтобетонного слоя необходимо учитывать:

температуру воздуха и основания

? данные о типе и конструкции асфальтоукладчика (режимы работы органов предварительного уплотнения, ее ширины при укладке и т.д.), характеристики и технологические возможности катков уплотняющего звена (тип, вес, вид, количество и т.д.);

? результаты определения степени уплотнения слоя на объекте неразрушающими экспресс-методами и в лаборатории на высверленных из покрытия контрольных образцах-кернах (коэффициент уплотнения и пористость);

? текстура и шероховатость поверхности уплотненного слоя;

? результаты испытаний асфальтобетонной смеси из смесителя, со склада АБЗ или приобъектного клада (состав смеси, зерновой состав минеральной части, содержание вяжущего, плотность, водонасыщение и показатели прочности стандартно уплотненных образцов).

5.2.12 Автоматическая система обеспечения ровности асфальтоукладчика должна быть исправной и подготовлена для работы от копирных струн, подвижных контрольных уровней (механических, лазерных, ультразвуковых лыж) или с помощью 3-D системы нивелирования.

Примечания:

1. При использовании копирной струны с использованием геодезических инструментов на расстоянии не более 8 м друг от друга на всю длину захватки должны быть заранее установлены стойки и вынесены на них высотные отметки. В качестве струны рекомендуется использовать металлический трос диаметром 2-4 мм.

2. Натяжение струны осуществляют специальными натяжными лебедками. Для исключения провисания струны длина участка натяжения с одной базы не должна превышать 300 м.

3. Высота установки струны должна быть в пределах 0,15-0,5 м от основания, на которой установлены стойки.

4. При установке копирной струны необходимо следить за тем, чтобы при движении асфальтоукладчика щуп (рамка) датчика автоматической системы обеспечения ровности не смещался от оси более чем на 1/3 своей ширины и проходил узел крепления струны в пределах времени запаздывания срабатывания автоматической системы (не более чем за 3 секунды).

5. Проектные высотные отметки должны выноситься на базовые и промежуточные стойки с точностью до ±3 мм. После натяжения струны необходимо провести контроль её установки с помощью нивелира, как на стойках, так и между ними.

5.2.13 Поперечные сопряжения полос укладки необходимо устраивать перпендикулярно к оси дороги в одну линию без образования уступов. Конец ранее уложенной полосы обрезается вертикально без сколов и грунтуется жидким битумом или битумной эмульсией.

Примечание – Предварительно необходимо осуществить прорезку ранее уложенного и уплотнённого слоя асфальтобетонного покрытия на всю его толщину по линии поперечного стыка с помощью нарезчика с алмазным диском, а затем удалить лишний материал в подготавливаемой зоне за линией стыка. Местоположение линии стыка определяется с помощью 3-х метровой рейки, прикладываемой в продольном направлении в месте сопряжения.

5.2.14 Для транспортирования смеси со склада АБЗ или приобъектного склада к месту укладки рекомендуется применять большегрузные автомобили-самосвалы. Потребное количество автомобилей назначается исходя из условий обеспечения непрерывности технологического процесса укладки покрытия.

5.2.15 Водители самосвалов должны быть ознакомлены с правилами транспортирования холодных асфальтобетонных смесей и погрузо-разгрузочных работ. Перед разгрузкой на месте укладки самосвалы со смесью должны стоять в обозначенных зонах, чтобы свести к минимуму проезд по слою подгрунтовки.

Примечание- Самосвал не должен подавать задним ходом до соприкосновения с асфальтоукладчиком, а должен остановиться за 40-60 см от упорных роликов асфальтоукладчика по центру приемного бункера. После того, как самосвал остановится, водитель отпускает тормоза, при этом асфальтоукладчик продолжает равномерное движение вперед до упора с колесами самосвала и далее толкает его упорными роликами впереди себя. Запрещается устанавливать самосвал на ручной тормоз, при необходимости разрешается лишь притормаживать отдельными нажатиями на тормозную педаль. Резкое торможение самосвала может привести к смещению асфальтоукладчика с курса и повлиять на ровность укладываемого покрытия.

5.2.16 При разгрузке смеси кузов самосвала не должен касаться загрузочного бункера асфальтоукладчика и давить на него сверху вниз. Просыпание при разгрузке даже небольших порций смеси под гусеницы асфальтоукладчика не допускается.

Примечание – Руководитель работ на объекте (мастер участка) перед разгрузкой должен убедиться, что доставлен необходимый вид холодной асфальтобетонной смеси. Если смесь не соответствует предъявляемым требованиям, то машина с забракованной смесью отправляется на асфальтобетонный завод.

5.2.17 Схема работы автоматической следящей системы асфальтоукладчика должна быть настроена на обеспечение максимальной ровности покрытия с учетом ширины полосы укладки и ровности основания. Работа следящей системы от датчика поперечного уклона допускается при ширине полосы укладки не более 7 м.

5.2.18 Перед началом укладки асфальтоукладчик должен быть установлен в исходное положение и подготовлены к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации. При этом выглаживающая плита асфальтоукладчика устанавливается на деревянные бруски (стартовые колодки) параллельно основанию на высоту проектной толщины слоя с учетом припуска (запаса) на уплотнение (примерно 10 % от проектной толщины слоя).

Примечания:

  1. При необходимости производится регулировка высоты установки шнека, которая должна составлять от низа лопастей до поверхности основания 1,5 толщины устраиваемого слоя. Длина шнека должна быть меньше ширины полосы укладки, но не более чем на 1 м (по 0,5 м с каждой стороны).
  2. Режимы работы уплотняющих рабочих органов асфальтоукладчика устанавливают в зависимости от вида смеси и скорости укладки. Ход трамбующего бруса при устройстве тонких слоев должен быть установлен на нижнем пределе (2 – 5 мм). Частота ударов трамбующего бруса назначается в пределах от 600 до 1000 мин-1. Частота вибрации виброплиты должна составлять устанавливается в пределах (40 -60) Гц.

5.2.19 Для получения ровной поверхности устраиваемого покрытия важно обеспечивать постоянную скорость и непрерывность укладки асфальтобетонной смеси. Скорость укладки будет зависеть от равномерной доставки асфальтобетонной смеси к асфальтоукладчику и обычно находится в пределах от 2,0 до 4,0 м/мин.

Примечание- Во время укладки смесь должна равномерно поступать из кузова самосвала или перегружателя в бункер укладчика по мере ее расхода. Уровень смеси в шнековой камере должен поддерживаться постоянным, примерно чуть выше оси вала шнека. Для получения слоя постоянной толщины и необходимой ровности необходимо в процессе укладки обеспечивать равномерное давление материала на выглаживающую плиту.

5.2.20 Холодную асфальтобетонную смесь можно уплотнять дорожными катками сразу же после распределения ее асфальтоукладчиком.

Примечания:

  1. Вначале уплотняется поперечное сопряжение полос. Уплотнение поперечного сопряжения можно осуществлять тремя способами. При первом способе гладковальцовый каток должен совершать проходы параллельно продольной оси покрытия, при этом оба вальца катка должны полностью выходить за линию стыка на уплотняемый слой.
  2. При втором способе каток уплотняет поперечныйстык под углом 45о. В этом случае валец должен полностью выходить за линию стыка на уплотняемое покрытие.

3. При третьем способе каток совершает проходы вдоль линии стыка, при этом валец при первом проходе заходит на 20-30 см на уплотняемое покрытие, а при каждом последующем проходе смещается от линии поперечного стыка примерно на 10 см.

5.2.21 Для предварительного уплотнения слоев из холодного асфальтобетона применяют гладковальцовые катки весом 8 – 11 т с линейной нагрузкой 22-30 кг/см, у  которых стальные вальцы смачиваются в процессе укатки водой.

Вид, вес и количество дорожных катков звена назначают исходя из вида смеси, толщины слоя, скорости укладки и погодно-климатических условий. Ориентировочно количество гладковальцовых катков устанавливают из расчета по два катка на 4,5 – 6,0 м ширины укладываемого слоя.

5.2.22 При применении асфальтоукладчиков с трамбующим брусом для оптимального уплотнения высокоплотных смесей, смесей, смесей типов Бх, а так же пористых (с содержанием щебня более 40%) в рекомендуется комплектация следующий состав звена  дорожных катков:

    для этапа основного уплотнения:

каток на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов по одному следу), либо средний гладковальцовый каток массой 10-13 т (8-10 проходов) или же легкий вибрационный каток массой 6-8 т (5-7 проходов)

    для этапа окончательного этапа уплотнения:

гладковальцовый каток массой 11-18 т (6-8 проходов по одному следу).

Для малощебенистых плотных асфальтобетонных смесей типа Вх, Гх, Дх, рекомендуется производить уплотнение в три этапа:

    для предварительного этапа уплотнения:

гладковальцовый каток массой 6-8 т или вибрационный массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода по одному следу)

    для этапа основного уплотнения:

каток на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов по одному следу), либо гладковальцовый каток массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационный массой 6-8 т с включенным вибратором (3-4 прохода)

    для окончательного уплотнения:

гладковальцовый каток массой 11-18 т (4-8 проходов).

При укладке асфальтобетонных слоев современными  асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и виброплитой.

Для уплотнения многощебенистых смесей типов Бх а так же пористых смесей рекомендуются следующий состав звена уплотняющей техники:

1. для этапа основного уплотнения:

каток на пневматических шинах  массой 16 т или легкий вибрационный каток 6-8 т, или гладковальцовый каток массой 10-13 т либо комбинированный катком массой 10-13 т (4-6 проходов)

2. для окончательного уплотнения:

тяжелый гладковальцовый каток массой 11-18 т (4-6 проходов)

Для уплотнения слоев из плотного асфальтобетона типов Вх, Гх и Дх, а так же для, пористого с содержанием щебня менее 40% для эффективного рекомендуются уплотнения следующее звено катков:

  1. на этапе предварительного уплотнения:

легкий гладковальцовый или вибрационный (с выключенным вибратором) массой 6-8 т (2-3 прохода по одному следу)

  1. для этапа основного уплотнения:

гладковальцовый каток массой 10-13 т (6-8 проходов) или катком на пневматических шинах массой 16 т или же вибрационным катком 6-8 т с включенным вибратором (4-6 проходов)

  1. для окончательного уплотнения:

гладковальцовый каток массой 11-18 т (4 прохода).

5.2.23. Уплотнение асфальтобетонных слоев должно производиться при температуре воздуха.

5.2.24 При движении катков необходимо исключить резкое торможение и реверсирование.

5.2.25 На стадии предварительного уплотнения катки должны работать в статическом режиме. Включать вибрацию на вальцах рекомендуется при основном уплотнении слоя.

5.2.26 Первый проход каток должен совершить по краю ранее уложенной полосы. При этом валец должен выходить за край полосы на 5-10 см. В процессе уплотнения катки должны осуществлять челночное движение по укатываемой полосе в продольном направлении, перекрывая каждый след на 20-30 см в поперечном. Уплотнение надо начинать от ее краев к оси дороги, а затем от оси к краям,. Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по ширине укатываемого полотна, что достигается одинаковым числом проходов катков по одному следу.

5.2.27 При большой ширине укладки и высоком темпе работ катки могут располагаются уступом друг за другом и перемещаются каждый по своей полосе уплотнения с перекрытием следа (переднего катка задним) на 20-30 см. Совершив один двойной проход, катки смещаются поперек полосы укладки на ширину вальцов с учетом перекрытия следа. После уплотнения покрытия по всей ширине укладки катки возвращаются на исходную позицию (на первую полосу уплотнения), после чего цикл проходов повторяется. Расстояние между катками в данном случае ограничивается условиями техники безопасности и может составлять 2-3 м.

Примечание. Длина микрозахватки уплотнения зависит от принятой схемы организации работ, подвоза асфальтобетонной смеси, ширины проезжей части и ширины укладки и может составлять 50-60 м, а в стесненных условиях –  30-40 м.

5.2.28 Первые 2-3 прохода катка рекомендуется выполнять на скорости 3-4 км/час, а последующие на скорости 5-6 км/час. Для достижения требуемой степени уплотнения количество проходов катка по одному следу зависит от зернового состава минеральной части, технологических и реологических свойств холодной асфальтобетонной смеси.

Примечание- Требуемое количество проходов катков следует уточнять при пробной укатке. Лишние проходы катков при уплотнении покрытия также нежелательны, так как могут вызвать разрушение несформировавшейся структуры уплотняемого холодного асфальтобетона и снижение его структурно-механических и строительно-технических показателей.

В процессе уплотнения смеси катки должны находиться в непрерывном движении. Запрещается останавливать катки на неуплотненном слое.

5.2.29 При уплотнении смежных полос первые проходы катка должны выполняться по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. При устройстве покрытия с продольным «холодным» стыком уплотнение следует начинать с уплотнения стыка, для этого можно использовать отдельный гладковальцовый тандемный каток с высоким линейным давлением. При уплотнении сопряжения укладываемого слоя с «холодной» полосой первый проход каток должен осуществлять рядом со стыком или перекрывать ранее уложенную полосу на ширину 10-20 см.

5.2.30 В зависимости от погодно-климатических условий в начальный период эксплуатации покрытий из холодного асфальтобетона необходимо для его доуплотнения и формирования организовать регулирование движения автомобильного транспорта и путем установки ограждений и дорожной техники, не задействованной в технологическом потоке, исключить поезд транзитных автомобилей по одной полосе  наката. Необходимо также ограничить скорость движения путем установки временных дорожных знаков.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .