Требования к основаниям цементобетонных покрытий

Сентябрь 20, 2011 в Конструкции дорожных одежд с цементобетонными покрытиями

. контакты 8 929 943 69 68 http://vk.com/club23595476 .

Требования к основаниям цементобетонных покрытий

6.1 В зависимости от категории дороги, вида бетоноукладочного оборудования, устойчивости верхней части земляного полотна и способности его накапливать пластические или неравномерные деформации основание устраивают из бетона низких марок по прочности (Btb0,8 – Btb1,2); из нерудных материалов и грунтов, укрепленных неорганическим вяжущим, из щебня, шлака или гравия либо из песка.

Толщину и вид основания определяют расчетом.

При низкой интенсивности автомобильного движения и при строительстве покрытий легкими бетоноукладочными машинами с боковой или центральной загрузкой допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании устройство покрытия на песчаном основании, выполняющем одновременно роль дренажного и морозозащитного слоя.

Минимальная толщина основания из песка, включая дополнительный слой (морозозащитный, дренирующий) зависит от вида грунта земляного полотна и дорожно-климатической зоны, но должна быть не менее величин, приведенных в таблице 6.

Для исключения образования в слое песчаного основания колей от автомобилей-самосвалов основание должно быть укреплено путем устройства слоя из щебня, шлака или гравия толщиной 16 см.

Минимальная толщина основания из бетона низкой прочности – 14 см; из нерудных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, 16 см; из щебня, шлака или гравия – 15 см.

Таблица 6

Грунт земляного покрытия

Дорожно-климатическая зона

II

III

IV

V

Минимальная толщина основания из крупного или среднего песка, см

Песок (мелкий, пылеватый)

15

10

10

10

Супесь

25

20

15

10

Тяжелый суглинок или глина

30

25

20

15

Пылеватый суглинок

35

25

20

20

Примечание-Допускаются мелкие пески при увеличении толщины слоя на 20% (по сравнению с нормой для крупных или средних песков) и укреплении верхней части оснований на 10-12 см вяжущими или щебнем, шлаком, гравием, каменными высевками.


Толщина укрепленного вяжущими основания, по которому уже в раннем возрасте начинается движение гусеничных бетоноукладчиков, должна быть не менее 18 см, марка – Rc 7,5.

При бетонировании покрытия гусеничными бетоноукладчиками со скользящими формами ширина укрепленного основания должна быть шире покрытия на 1,05 м с каждой стороны (см. рисунок 1).

Во избежание появления трещин в основании под поперечными швами покрытия основание не должно сращиваться с плитами покрытия, что достигается укладкой прерывающих сцепление материалов.

При использовании пленкообразующих материалов для ухода за свежеуложенным слоем основания, укрепленного неорганическими вяжущими прерывающие прослойки не устраивают.

6.2 Дополнительный слой основания, наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, выполняет функции морозозащитного или дренирующего слоя.

В зависимости от климатических и гидрологических условий указанные функции могут совмещаться. Дополнительный слой основания следует устраивать из морозостойких и дренирующих грунтов.

При строительстве покрытий комплектом машин со скользящими формами разрешается в отдельных случаях предусматривать морозозащитный слой из материалов, укрепленных вяжущими, чтобы обеспечить постоянную толщину слоев и проход машин, строящих дорожную одежду, без разрушения поверхности слоев.

Толщину дополнительного слоя основания необходимо рассчитывать в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию жестких дорожных одежд» (взамен ВСН 197-91) [12] и требованиями СНиП 2.05.02-85 [5] на проектирование автомобильных дорог.

Дополнительный слой основания должен иметь водослив – сплошные или прерывистые выходы дренирующего материала на откосы земляного полотна и нижнюю плоскость (поверхность земляного полотна) с поперечным уклоном.

Для улучшения водоотвода можно применять геотекстиль в виде сплошного или прерывистого слоя. Для уменьшения подтока влаги снизу можно предусматривать прерывающие прослойки из синтетических пленок.

Поверх дополнительного слоя устраивают технологический слой из щебня для подвоза бетонной смеси.

При небольшой интенсивности движения дополнительный слой основания может одновременно выполнять роль основания и выравнивающего слоя.

Дополнительный слой, выполняющий морозозащитную функцию, может быть заменен грунтом, обработанным (в смесителе) гидрофобизирующими материалами. При небольшой интенсивности движения он может работать и в качестве основания.

6.3 Краевые укрепленные полосы устраивают из цементо- или асфальтобетона на бетонном основании, как правило, по типу основной дорожной одежды с устройством продольных швов. Для дорог низких категорий (V-III-c) допускается краевые полосы устраивать из щебня.

Ширина краевых полос на дорогах I-III категорий не менее 75 см, более низких категорий – не менее 50 см. Толщина краевых полос должна быть равна толщине покрытия.

При устройстве вместо краевых полос уширения шириной более 3 м последние отделяются от бетонного покрытия швами с заполнением их по типу шва сжатия. Поперечные швы полос уширения по конструкции и по месту расположения должны совпадать с поперечными швами покрытия.

При укреплении обочин монолитным бетоном в соответствии с указаниями СНиП на проектирование автомобильных дорог в них необходимо устраивать швы сжатия и расширения без армирования как продолжение швов сжатия или расширения покрытий.

В случаях, когда обочины устраивают из асфальтобетона, следует прорезать шов на всю толщину битумосодержащих слоев с последующей его герметизацией по типу шва сжатия.

Возможно также отделение цементобетона от асфальтобетона путем установки прокладки вдоль всей грани цементобетонного покрытия перед укладкой битумосодержащих слоев.

http://vk.com/club23595476
. контакты http://vk.com/club23595476 .